Анастасия Артикова
Семинар с элементами тренинга «Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар с элементами тренинга
Уважаемые коллеги, хочу поделиться опытом работы проведения семинара. В ходе, которого используется ряд активных методов: лекция-беседа, игры, элементы тренинга.
"Как предупредить и преодолеть нарушения
в эмоциональном развитии детей"
Публикация «Семинар с элементами тренинга „Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
(семинар с элементами тренинга)
Цель: расширить круг методов и приемов в решении вопросов профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей.
План
1. Приветствие
2. Теоретическая часть.
2.1. Введение в проблему «Трудности в эмоциональном развитии детей»
2.2. Мини-лекция «Эмоции в жизни детей»
3. Практическая часть.
3.1. Психологический практикум «Эффективные техники речевого общения с ребенком»
3.2. Эмоциональная культура педагога
4. Подведение итогов.
4.1. Рекомендации «Методы и приемы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду»
1. Приветствие
Упражнение «Приветствие»
По очереди здороваться со всеми любыми способами, не повторяя использованные ранее. Все повторяют каждое предложенное приветствие.
2. Теоретическая часть.
2.1. Введение в проблему «Трудности в эмоциональном развитии детей»
В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность.
В каждой возрастной группе детского сада есть дети, которые отличаются эмоциональной неустойчивостью поведения, выходящего из обычных рамок. Воспитателя часто жалуются на таких детей: «Нет сладу, родителям говоришь, а они как будто не слышат».
Я предлагаю вам составить список трудностей в эмоциональном развитии детей, с которыми вы наиболее часто сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности.
Процедура. Упражнение проводится в подгруппах, воспитатели в течение 5 минут методом мозгового штурма составляет перечень проблем в эмоциональном развитии детей, с которыми наиболее часто сталкиваются взрослые, общаясь с детьми. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список и в результате группового обсуждения появляется общий перечень трудностей, которые являются наиболее значимыми.
Дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление и его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Важная задача родителей и педагогов, по мнению Росса Кэмпбелла, - научиться правильно общаться с детьми, пока они «психически здоровы».
Этот профилактический подход крайне важен, потому что именно сейчас у нас очень много детей с эмоциональными нарушениями. Эти вопросы обращены прежде всего к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду.
Эмоционально – комфортное состояние ребенка в референтных для него группах общения со взрослыми и сверстниками в детском саду является показателем успешности работы педагога, его профессиональной деятельности, успешности образовательных и воспитательных действий.
2.2. Мини-лекция «Эмоции в жизни детей»
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии. Дети очень эмоциональны. Эмоции они выражают более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Вы видели, как проявляют свои эмоциональные реакции дети, которые еще не научились подавлять свои чувства и желания.
Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдают, чем быстро и эффективно снимают напряжение мимической и дыхательной мускулатуры, расслабляют мышцы брюшного пресса и верхнего плечевого пояса. Расстроенные дети раздраженно сучат ножками, стучат ими по полу или же просто подгибают их и падают, чтобы не идти туда, «куда следует».
Малыши могут специально поломать игрушки или ударить своих обидчиков, «невзирая на лица и звания». Провинились? Получай! У малышей все просто: кто что заслужил, тот то и получил. Стимул должен получить ту реакцию, которую он спровоцировал, - это позиция ребенка.
Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Эти дети чрезвычайно активны, взвинчены или недостаточно деятельны, замкнуты, боязливы. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе.
Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды, тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом.
Находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Если один ребенок быстро выходит из негативного состояния, то другому это удается с трудом. Необходимо как можно быстрее вывести его из этого состояния.
Организованная педагогическая работа может не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте является весьма прочным и принимает характер установки.
3. Практическая часть.
3.1. Психологический практикум «Эффективные техники речевого общения с ребенком»
Используйте технику «Я сообщение».
Мы испытываем в жизни разные чувства. Если они отрицательные, не следует их держать в себе: молча переносить обиду, подавляя гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Что делать, если нас переполняют эмоции, когда поведение ребенка мы считаем неприемлемым? Ответ прост: нужно сказать ребенку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.
Когда вы говорите о своих чувствах к ребенку, делайте это от первого лица. Сообщите о себе, о своих переживаниях, а не о ребенке и его поведении. Такие высказывания, в которых есть личное местоимения «я», «мне», «меня», называются «Я-сообщение». Оно передает отношение человека к происходящему, искреннее выражение его чувств в необидной для собеседника форме:
• «Мне не нравится, я бы хотела и т. п.»;
• «Я сержусь»;
• «Я огорчена»
Схема «Я-сообщения»
1. Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда я вчера увидела, какая ты грязная…»).
2. Называние чувства в тот момент … я почувствовала беспокойство…»).
3. Называние причин («… наверное, это произошло потому что…»).
Упражнение «Я-сообщение»
Цель: научить педагогов создавать условия для доверительного общения, выражать свои негативные чувства приемлемым способом.
Инструкция: используя технику «Я-сообщение», передайте свое отношение к происходящему, искренне выражая свои чувства в необидной для ребенка форме.
Ситуации:
• Ребенок в течение дня постоянно ноет, хнычет: то игрушку заберут, то игрушку потерял, то на занятии не спросили.
• Ребенок шалил за столом и пролил молоко, несмотря на предупреждение.
• Дети играют. Вы сообщаете, что пора идти на прогулку и убирать игрушки. Кто-то из детей ответил: А я еще не успел поиграть», другой – «А я не хочу гулять», третий – «А я не играл»
• У вас важный разговор с коллегой или родителем. Ребенок то и дело вас перебивает.
Техника «Активное слушание»
В психологии общения существует специальная техника, которая дает нам возможность проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его реальные интересы, настроение, эмоции. Эта техника носит название активного слушания.
Активное слушание партнера по общению предполагает ваше стремление понять, что же он хочет вам сказать на самом деле. В словах и поведении, в интонации и мимике ребенка всегда содержится эта информация, надо лишь внимательно к нему прислушаться. Однако, как правило, в реальной жизни мы привыкли уделять слишком мало внимания тому, что ребенок нам говорит.
Воспитатель часто занят собственными делами и заботами, жизнь в детском саду расписана по минутам, и мы просто не успеваем выслушать ребенка, в лучшем случае делаем это формально.
Американский психолог Вирджиния Сатир особо подчеркивала, что если взрослый не может выслушать ребенка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание. Если же в данный момент не можете этого сделать, объясните ребенку, что сейчас вы заняты, и подойдете к нему, как только освободитесь. Но при этом чрезвычайно важно помнить ваше обещание и не дожидаясь повторного напоминания, уделить ребенку внимание, как только появится такая возможность.
Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнера, но и умение слушать. При помощи особой техники активного слушания, которая в психологии общения называется техникой настройки, мы можем получить интересную для нас информацию.
Настройка на партнера предполагает особое внимание к нему, способность поставить себя на его место. Настраиваясь на ребенка как на партнера по общению, не стоит торопиться с выводами, имеет смысл проверить несколько возникших у вас предложений, сформулировав их, чтобы удостовериться, правильно ли вы его поняли.
Практикум по активному слушанию.
Проигрывая предложенные ниже ситуации, разбейтесь на пары. Одну и ту же ситуацию имеет смысл проигрывать два раза: в первом случае один педагог из пары берет на себя роль воспитателя, а другой – ребенка; во втором случае участники меняются ролями – педагог, бывший воспитателем, становится ребенком, и наоборот.
Задание 1.
В обоих педагог, играющий роль воспитателя, отвечает «ребенку» как невнимательный слушатель.
Инструкция «воспитателю». Представьте себе, что вы в группе чем-то заняты. К вам подходит ребенок и произносит одну из следующих фраз:
1. «А Вася отобрал у меня паровозик!»
2. «Они не принимают меня играть!»
3. «А вот я нарисовал!»
4. «А маму вчера отвезли в больницу»
Вы должны ответить «ребенку» как невнимательный слушатель.
Инструкция «ребенку». Представьте себе, что вы ребенок определенного возраста (от 3 до7 лет). У вас возникла одна из проблем, которые перечислены выше. Вы подходите к воспитателю и произносите одну из приведенных выше фраз.
Ситуация продолжается 1-2 минуты. После окончания ситуации участник, игравший роль ребенка, рассказывает своему напарнику, что он почувствовал, услышав отчет «воспитателя». После обсуждения, которое длится 2-3 минуты, участники меняются ролями и выбирают другую проблему из предложенных выше.
Задание 2.
В обоих случаях педагог, играющий роль воспитателя, отвечает «ребенку» как внимательный слушатель.
Инструкция «воспитателю». Ситуация такая же, как в задании 1, однако вы отвечаете ребенку как внимательный слушатель.
Инструкция «ребенку». Ситуация такая же, как в задании 1, однако для проигрывания ситуации 2 выберите другую проблему из предложенного списка, не ту, которую вы обсуждали в задании 1.
После окончания ситуации происходит обсуждение, затем участники меняются ролями.
3.3. Эмоциональная культура педагога.
Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Каждый ребенок очень впечатлительный и опыт взаимодействия получает также от взрослых. Особенно важно устраивать каждому педагогу собственную психологическую разрядку в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, психогимнастика, аутотренинг, музыкотерапия и т. п.
А сейчас я вам предлагаю несколько простых, но очень эффективных игр и упражнений, которые позволят вам, а также детям управлять вашим эмоциональным состоянием. Некоторые из них мы сейчас с вами проведем.
Игры на регуляцию психофизического состояния
ИППОДРОМ
Все сидят в кругу. Ведущий сидит так, чтобы его было всем остальным хорошо видно. Его стул как бы отделен от всех остальных. Можно посадить участников полукругом.
В е д у щ и й. Есть ли у нас ладони? (Участники показывают). А колени? (Кто-то обязательно хлопнет ладошкой по коленке) Отлично! Именно так выходят кони на поле ипподрома.
Все вместе! (Медленное поочередное похлопывание по коленям.) Кони вышли на старт, одной рукой бьем по колену, как бы взрывая землю. Старт! Побежали! (Быстрое похлопывание.) Бежим! Бежим! По мостовой! (Удары кулаками в грудь поочередно, а-ля Кин-Конг.) По песочку! (Быстро тереть ладонями.) По болоту! (Быстро захватить пятернями колени и, вертикально поднимая раки вверх, «идти» с громким чмоканьем.) Барьер! (Руками описывается полукруг на уровне груди.) И так далее.
Можно придумать свои варианты «пересеченной местности». Все это быстро чередуется в любой последовательности. Финал! Скоро финал! (Быстро хлопаем.) Приближаются трибуны! Трибуны девочек. Девочки, кричим! А вот трибуна мальчиков! Ребята, давай! (Возгласы) Вот финиш. Ура! Мы победили!
Можно провести несколько «забегов». Игра проводится с постоянным увеличением ритма.
Эту игру можно проводить с более старшими ребятами.
КАРЛИКИ-ВЕЛИКАНЫ
Участники игры стоят в кругу. Ведущий говорит «карлики» или «великаны». На слово «карлики» все приседают. На слово «великаны» все встают. Те, кто ошибся, встают внутрь круга, а потом выполняют какое-либо задание. Игра развивает внимание и координацию движений.
Данная игра подходит для маленьких деток.
Также можно поиграть с детьми и в такие игры как «Буги-вуги», «Веретена точены», «Дождик» и др.
Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения
«ЛАСКОВЫЕ ЛАДОШКИ»
Дети стоят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди стоящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка касаясь.
«СЕКРЕТИКИ»
Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что же находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.
«МАЙСКИЕ ЖУКИ»
Дети – майские жуки. Они летают, жужжат под слова ведущего.
На поляне, у реки
Летают майские жуки.
Падают, устали!
На спинке полежали.
Ножками болтают.
Затихли. Отдыхают.
Жуки ложатся на ковер ножками вверх, барахтаются, устали. Некоторое время лежат, отдыхают под звуковой фон на лесной полянке.
Упражнение можно повторить 2-3 раза в зависимости от желания детей.
«Хлопай-топай», «Месим тесто»
Данные упражнения можно применять и длямаленьких и для старших ребят.
Игры и упражнения на развитие доброго и внимательного отношения детей друг к другу в процессе общения
«В КРУГУ СИМПАТИЙ»
В кругу, перебрасывая мяч друг другу, говорить комплименты.
«КОЛЛЕКТИВНАЯ СКАЗКА»
В кругу, по очереди говорить по одному предложению, чтобы получилась законченная сказка.
«ПОДАРИ ПОДАРОК»
В кругу не вербально дарить друг другу подарки.
Эти игры подходят для ребятишек постарше.
4. Подведение итогов.
4.1. Рекомендации «Методы и приемы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду»
Сегодня я предложу вам рекомендации, которые вы можете использовать в своей работе с детьми, чтобы помочь им справиться со своими негативными переживаниями, обеспечить комфортное пребывание в группе детского сада в течение дня.
1. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Каждый ребенок очень впечатлительный и опят взаимодействия получает также от взрослых. Особенно важно устраивать каждому педагогу собственную психологическую разрядку в течение дня.
Это может быть общение с коллегами, психогимнастика, аутотренинг, музыкотерапия и т. п.
2. Использование принципа М. Монтессори: принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Обратите внимание! Не выгонять ребенка из группы, а предложить побыть одному!
3. Выстраивать систему правил. В рамках правил ребенок учится отличать себя от других, правила развивают чувство уверенности и собственной полноценности, таким образом, укрепляется «Я» ребенок. Больше внимания уделять игре, ритуалам, символам (решение проблемы поведения и агрессивности).
4. Сделать каталог в группах «Это нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре с помощью игры, а не содрогались от окриков воспитателей. В этом каталоге может быть перечислено, например, то, что нельзя делать, когда нападает ярость, или внести правила, как нужно приветствовать новичков в группе и др.
5. Ввести в режим дня «часы тишины» и «часы можно» (как ритуал).
6. Эмоциональные трудности часто приводят к возникновению конфликтов. У таких детей фактически не развита произвольность. В этом случае можно использовать в течение дня игры с правилами: «Обзывалки», «Кричалки – шепталки – молчалки», «Что слышно?», «Пожалуйста», «Четыре стихии», «Да и нет» (для выплеска накопившейся отрицательной энергии у детей и обучения взрослых управлению их поведением).
7. Использовать идею о создании в группе «Уголка ярости», где дети могли бы выплескивать накопившиеся негативные эмоции, чувства гнева.
8. Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на занятия).
9. Сглаживать по возможности конфликтные ситуации при общении с родителями, используя основные правила:
Говори с собеседником не о своих проблемах, а о том, что его интересует!
Не отвечайте на агрессию встречной агрессией!
10. Обучение детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения – выполнять релаксационные упражнения. Подобные упражнения проводятся в книгах М. И. Чистяковой, К. Фопеля, Н. А. Кряжевой.
11. Используйте технику «Я-сообщение». Оно передает отношение человека к происходящему, искреннее выражение его чувств в необидной для собеседника форме: «Мне не нравится, я бы хотела и т. п.», «Я сержусь», «Я огорчена».
12. Ведение беседы по способу «активного слушания».
Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслущать. Активно слушать ребенка – это значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнера, но и умение слушать. Необходимо повторить, что случилось с ребенком (как вы это поняли, а потом обозначить его чувство. Это исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает переживание ребенка. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. «Ты обиделся. Тебе стало обидно, потому что…»
13. Использование настенного панно «Мое настроение». Панно можно использовать в начале дня, чтобы контролировать, с каким настроением приходят дети в детский сад, или в течение дня, что дает возможность отследить комфортность режимных моментов.
14. Проведение игр и упражнений на снятие негативного состояния и восстановления сил: «Разрывание бумаги», игра «Тух-тиби-дух», «Доброе животное», всякого рода жужжалки, рычалки, пыхтелки.
15. Чтобы помочь ребенку в преодолении негативных эмоциональных состояний, необходимо изучать его интересы и склонности, желания и предпочтения, пронаблюдать, какие предметы, действия и ситуации вызывают положительные эмоции.
Эффективную помощь можно оказать, только находясь в непосредственном взаимодействии с ребенком. Для обеспечения этой эффективности важно помнить некоторые моменты:
- Стремление взрослого научить подавлять отрицательные эмоции пагубно сказывается на психологическом здоровье ребенка. Необходимо научить ребенка адекватно выражать свои эмоции, в социально-приемлемой форме.
- Не надо пытаться оградить детей от отрицательных переживаний. «Тепличное воспитание» выливается в последствия еще более острые.
- Необходимо учитывать не просто модальность эмоций (положительные – отрицательные, а их интенсивность.
- Изобилие однотипных эмоций, пусть и положительных, может привести к «эмоциональному отупению» (А. В. Запорожец).
- Чувства нельзя оценивать, нельзя заставить ребенка чувствовать то и не чувствовать это.
- Не существует плохих и хороших эмоций.
- Не копите в себе негативные эмоции, лучше скажите о них сразу.
Упражнение «Передай улыбку по кругу».
Участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.
Литература:
С. В. Терпигорьева. «Практические семинары для педагогов. Выпуск 2. Психологическая компетентность воспитателей». – Волгоград: Учитель, 2009.