Наталья Еремеева
Консультация для родителей «Как правильно наказывать детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема наказания детей – немаловажная в современном воспитании. Наказывать или нет? Если да, то, как правильно это делать, чтобы не унизить ребенка и сохранить его психическое здоровье?
Как правильно наказывать детей
Шесть основных принципов, опираясь на которые, родителям следует решать для себя вопрос о наказании детей.
1. Сначала нужно установить границы, затем требовать их соблюдения.
Публикация «Консультация для родителей „Как правильно наказывать детей“» размещена в разделах
Сами родители должны для себя определить, чего они хотят, а чего не хотят Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что нет. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Иными словами, не установив правила, родители не могут требовать их исполнения.
2. На вызывающее поведение нужно отвечать уверенно и решительно.
Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, идет на открытый конфликт, необходимо решительно и уверенно «принять бой». Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.
3. Следует отличать детское своеволие от безответственности. Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок, если он забыл выполнить просьбу взрослого или просто не понял его требования. Детская безответственность - совсем не тоже самое, что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения.
4. Когда конфликт исчерпан, необходимо прибегнуть к утешениям и объяснениям.
Ребенок почти всегда переносит наказание. Он чувствует одновременно свою вину, растерянность, покинутость. После истечения срока наказания следует восстановить с ним мирные отношения. Для этого можно обнять ребенка, приласкать, сказать, что он по-прежнему любим, и что наказывать его было неприятно. Нужно еще раз объяснить, почему он наказан и как следует себя вести в следующий раз.
5. Нельзя требовать невозможного.
Родители должны быть уверены в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется, Нельзя наказывать его за то, что он намочил постель или сломал часы, с которыми они сами дали ему поиграть. Наказание в данном случае может спровоцировать неразрешимый внутренний конфликт ребенка.
6. Любовь как руководство к действию.
Промахи, ошибки и конфликты неизбежны в любом воспитательном процессе.
Мерилом здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота, искренняя
забота, только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины.
Д. Добсон известный педиатр советует наказывать детей лишь в самых крайних случаях - когда они сознательно демонстрируют неповиновение.
Если наказания никак нельзя избежать, оно должно следовать сразу за поступком.
Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая правила, хорошо известные ему, обдуманные родителями и обсужденные с ним. При несправедливом наказании ребенок не понимает его смысл и чувствует искреннюю обиду, а родители - вину.
Проблема несправедливых наказаний
1. Дети не понимают, за что получают наказание, - им не понятно, чего от них хотят взрослые.
Рассмотрим пример. Ребенок высыпает на пол из зеленой вазочки пуговицы и играет с ними. Мать наказывает его и говорит, что нельзя это делать. Но на следующий день мать застает его за тем же занятием, но уже с другой, синей вазочкой. Ребенок получает предписание, смысл которого ему не понятен. Ведь он выполнил просьбу матери и больше не трогал зеленую.
Из этого примера видно, насколько могут расходиться смысл родительских требований и то, как их понимает ребенок. Он выполнил то, что просила мать, -не стал играть с зеленой вазочкой, однако не понял сути ее запрета, т. к. у детей еще не развито абстрактное мышление и способность обобщать.
Как следовало поступить в этом случае? Необходимо объяснить ребенку, что нельзя высыпать пуговицы на пол независимо от того, какого цвета предмет, в котором они находятся, - т. е. максимально конкретизировать описание тех действий, которые считаются неприемлемыми.
Еще одной причиной такого поведения может быть недостаточное положительное внимание к ребенку со стороны родителей.
2. Родители несправедливо наказывают детей под влиянием собственного внутреннего состояния- раздражения, усталости и т. д. - вызванного не самими поступками ребенка, а ситуациями, например, на работе. В таких случаях, как правило, ребенок наказывается за действия, на которые его родители обычно не обращают внимания, - за то, что не убрал игрушки, например. Подобное непоследовательное поведение взрослых только путает ребенка.
Что предпринимать в подобных случаях? Родители должны взять под контроль свое плохое настроение и вызванное им поведение, а также поработать над разрешением личных проблем.
3. Еще одна причина несправедливых наказаний – пожалуй, наиболее трагичная из всех – ребенок нелюбим. Причины этому могут быть разными: женщина не хотела иметь детей, но «так вышло»; ребенок не того пола, какой ждали родители; он похож и внешне, и характером на кого-то из нелюбимых родственников.
Не многие родители могут признаться себе в нелюбви к ребенку, но те, кто находит в себе силы для этого, получают шанс изменить если не отношение, то свое поведение с ним. Нельзя сомневаться в том, что родители, сумевшие признать свое негативное отношение к ребенку, если такое имеет место, сделали первый шаг к исправлению ситуации. Их резерв- чувство родительского долга.
Правила наказания детей
1. При любом наказании ребенок должен быть уверен, что оно справедливо, что, даже будучи наказанным, он не останется без родительской любви, его по – прежнему любят.
2. Ни одно наказание не должно лишать ребенка возможностей для удовлетворения биологических и физиологических потребностей.
3. Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.
4. Наказание ребенка должно носить временный характер. Например: «Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на три дня».
5. При наказании ребенка следует избегать оскорблений и приклеивания к нему ярлыков. Противодействию подвергается только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
6. При наказании ребенка нельзя напоминать ему о его прежних проступках. Следует говорить с ним только о том, за что он наказывается именно сейчас.
7. Применяя наказания, нужно быть последовательным в предъявляемых ребенку требованиях. Не следует прибегать к наказаниям от случая к случаю.
«Я своего ребенка даже пальцем не трогаю!»- часто с гордостью произносят молодые родители. Старшее поколение лишь снисходительно пожимает плечами: «Как это- не шлепать?»Многие искренне желают отказаться от физического наказания детей.
ХОЧЕТСЯ ШЛЕПНУТЬ!
Чаще всего желание ударить ребенка возникает в результате сильных эмоций у родителей, но его можно заменить чем-нибудь другим. Чем же?
Ситуация первая.
Когда родители рассержены
Например, мальчик шумно веселиться, бьет в игрушечный барабан и, увлеченный игрой, не реагирует на замечания взрослых. Если прибавить к этому усталость мамы или головную боль отца, поводов для раздражения более чем достаточно.
Что делать? Во первых, нужно убедиться, что ребенок вас понял. Порой родители требуют : «Прекрати немедленно!», а сын или дочка нее могут взять в толк, что именно нужно прекратить. Особенно часто такая ситуация возникает, если запретов слишком много. Важно конкретизировать просьбу: «Мне трудно выносить шум. Играй, пожалуйста, потише» Еще лучше - предложить варианты, как выполнить вашу просьбу: перейти в другую комнату или накрыть барабан мягкой тряпкой.
Во – вторых, стоит задуматься – в силах ли ребенок выполнить требование. Иногда модно услышать, как двухлетнему малышу велят: «Успокойся сейчас же!». Но если он утомлен или перевозбужден, сделать этого не может. Если хотите утихомирить свое чадо, предложите спокойную игру, но обязательно с вашим участием (для двухлетнего подойдут даже «ладушки», сделайте что – нибудь вместе.
В - третьих, если ребенок понял вас и может выполнить требование, но не делает этого, постарайтесь понять, почему. Может быть, он обижен, или расстроен, или, наоборот, хочет заслужить похвалу, или так соскучился, что готов терпеть даже крик, лишь бы на него обратили внимание. В этом случае лучше всего поговорить с ребенком, узнать, что происходит, внимательно выслушать и постараться понять. Дети обязательно будут учитывать ваши интересы, если вы проявите готовность считаться с их потребностями.
Ситуация вторая.
Причин для этого может быть множество: ребенок обманывает, не выполняет обещанного, и так далее. Но, опять же, наказание – не лучший метод.
Есть другие варианты.
Первый. По мнению специалистов, похвала в четыре раза эффективнее, чем шлепанье. Только хвалить нужно четко за поведение, заслуживающее одобрения. Например: «Как здорово, что ты собрал все игрушки».
Второй. Позволить сыну или дочери столкнуться с последствиями своих действий. Например, разбил чашку - теперь будет пить из другой, без рисунка; не послушался и полез на дерево - упал и оцарапал коленку. Негативный результат тоже часто приносит хорошие плоды.
Третий. Дать ребенку шанс исправиться. Вернемся к разбитой чашке: даже малыш может осторожно собрать осколки и вытереть лужу. Ребенку очень важно знать, что ошибки можно исправить - это повышает уверенность в силах.
В целом, родителям стоит помнить, что дети всегда хотят заслужить их одобрение, а если что-то не получается, нуждаются в помощи, а не наказании.
Психологи говорят, что те, кого били в детстве, будут так же воспитывать своих детей - поркой.