Акопян Виктория
Как правильно критиковать ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Очень часто из лучших побуждений родители критикуют ребенка. Мотивы у них, может быть, хорошие, но, по факту, получается грустно. Разбирая личные истории семей своих подопечных, я замечаю, что даже 17-летние юноши и девушки не могут расслышать и увидеть за критикой родителей истинные мотивы поведения.
Например, пришла ко мне девушка – умница, красавица, без 5 минут медалистка. Плачет, говорит, что мама её совсем не понимает, не дает поступать в театральный вуз. Стали разбирать, оказывается папа этой девочки – не реализовавшийся театральный актер, ныне безработный и пьющий мужчина средних лет. В процессе консультации до девочки дошли истинные слова мамы – страх и опасение за то, что её умница-красавица дочка будет сидеть без работы, не будет иметь куска хлеба, имея высокие интеллектуальные способности и уже реализующая себя в другой профессии. Уж не знаю, чем закончится эта история. Для меня было важно, чтобы девочка услышала за словами критики мамы совсем иную историю….
Публикация «Как правильно критиковать ребёнка» размещена в разделах
Я часто размышляю о том, что виноваты в этом не всегда дети – родители говорят с детьми на непонятном языке. Критика – вещь серьезная, ей надо учиться…
Давайте попробуем определить некоторые
правила критики
, которые я сформировала в результате проведенного мастер-класса с педагогами и воспитателями:
1) Если мы будем воспринимать ребёнка, которого собираемся критиковать в виде воздушного шара, а свои слова – как иголки кактуса. Нужно подумать о том, как защитить этот шарик, прежде, чем сказать слова и выпустить иголки.
2) Снова посмотреть в будущее, но уже вместе с ребенком. «Сегодня ты сделал так…. А в следующий раз давай попробуем так….». Мы принимаем его сегодняшнее решение, но даем понять, что есть и другие варианты.
3) Обращаем внимание на поведение ребенка, а не на его личность. «Твой поступок привел к…» (Поступок, но не ты)
4) Точно определите, что нужно менять. Больше конкретики.
5) Говорить о себе с позиции источника эмоций. «Я очень расстроен, когда…»
6) Предложить помощь в реализации нового поведения, обучить его, если потребуется.
7) Исходить из предположения о том, что произошедшее – это лучшее, что ребенок мог сделать в тот момент.
8) Помнить и исходить из предположения о том, что ребенок хочет поступать правильно.