Кирина Наталья Викторовна
Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Во-первых, необходимо хвалить детей. Люди и родители, занимающиеся воспитанием и обучением детей, должны помнить, что любая деятельность должна начинаться с ощущения успеха (это касается как детей, так и взрослых). Чувство успеха должно появляться не только в конце, но и в начале действия. Создание условий для того, чтобы дети испытывали радость поиска и преодоления, - особая задача профессиональных педагогов.
Публикация «Консультация для родителей „Как правильно хвалить ребенка“» размещена в разделах
- Как правильно хвалить ребенка. Консультация для родителей
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Темочки
Однако каждому педагогу приходится самостоятельно, изо дня в день, из часа в час решать одни и те же проблемы. За что похвалить, за какие стороны поведения ребенка, за какие результаты его деятельности (например, за рисунок, лепку, исполнение песни и т. д.) можно положительно оценить его характер?
Если вы не знаете, за что хвалить, придумайте это". - Хорошо аргументированный совет дает психиатр и психотерапевт В. Леви в своей книге "Нестандартный ребенок". Главное, что здесь можно сказать ребенку, - это искренняя вера в свои силы. Нечто подобное встречается во "взрослой" социальной психологии под названием "продвижение доверия", что имеет значительные развивающие эффекты как в личностном, так и в профессиональном плане. Техника "интенсивной психотерапии" во взрослой работе основана прежде всего на вере в свой потенциал личностного роста.
А также на том, за что не следует хвалить :
1. Похвала только за компетентность, а не за старание и усердие не дает ребенку того, что ему действительно необходимо для развития. Она может быть и вредной, особенно если повторяется. Излишне повторяющаяся похвала действует как наркотик. Внушенный ребенку чувство превосходства над другими, если его не приучить к этому делу, он может осознать свои собственные возможности и перестать быть личностью: эгоцентризм полностью замыкает его на себе, и он перестает ожидать похвалы и восхищения. Их прекращение вызывает хронический дискомфорт, из которого рождается зависть, мелкие обиды, ревность к чужим успехам, подозрительность и прочие атрибуты, отягощающие эгоцентризм, несостоявшегося "гения".
2. Вдвойне вредно хвалить тех, кому что-то дается легко, и ставить в пример тех, кому это же дается с трудом, несмотря на их усилия. Ругая одних и хваля других, ставя в пример первых, мы вступаем в противоречие. Сам факт неоправданной оценки усилий, а точнее, замалчивания и игнорирования, наносит серьезные раны детской психике (и не только детской). Это снижает стремление "делать". Не вызывает противостояние и желания "подражать" тем, кого несправедливо похвалили. Напротив, противостояние только отталкивает друг от друга, угнетая одного и развращая другого. Конфликт порождает нездоровое соперничество и стимулирует эгоцентризм, а не трудолюбие. 2. конфронтация вызывает негативизм и неприятие деятельности, не гарантирующей успеха
3. частая, ненужная и неискренняя похвала вредна. Она обесценивает похвалу, приучает к дешевому успеху и способствует развитию бесцеремонного отношения к старшим. Понаблюдав за детьми и старшими, вы сами убедитесь в пагубном влиянии неискренней похвалы.
4. При похвале важно хвалить конкретное поведение ребенка, то, что он сделал или достиг, а не его личность в целом. В противном случае у ребенка может сформироваться гордыня, необъективная завышенная самооценка и ожидания. В дальнейшем, когда ребенок сталкивается с тем, что его не так высоко оценивают окружающие, как ему кажется, он может стать невротиком.
В целом чрезмерная похвала со стороны родителей способствует формированию у детей истероидных черт личности в виде чрезмерной потребности в восторженном признании и похвале своей индивидуальности. Психологи считают, что оценка личности ребенка складывается из двух вещей: того, что мы ему говорим, и того, что он сам делает о себе на основании наших слов.
Учитывая рекомендацию хвалить за поступки и только за поступки, необходимо принимать во внимание возраст ребенка. Ученые-психологи правы в том, что оценка складывается из двух вышеперечисленных компонентов. Однако для того чтобы ребенок мог оценить себя на основе оценок взрослых, ему необходим хотя бы один опыт столкновения с положительной оценкой своей личности (хотя бы для того, чтобы иметь возможность сказать себе: "Я хороший ребенок"). Дошкольный возраст - это время, когда положительная оценка личности, как правило, педагогически оправдана.