Анна Скирда
Консультация «Как пополнить словарный запас у дошкольников 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему ребёнку шесть лет и впереди последний год до школы. Слово «школа» почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком, любимой учительницей, любимыми предметами, с шумными переменами, контрольными и диктантами, с домашним заданием… И каждому родителю хочется, к этой новой, порой трудной и ответственной жизни Ваш ребёнок был готов не хуже других. Боясь что- то «недодать» в плане интеллектуального развития своему будущему первокласснику, мамы и папы торопятся записать детей на различные курсы, подготовительные занятия, считая основной задачей дальнейшего успешного обучения в школе умения читать и писать. Но редко кто задумывается, как важно развивать речь, как важен активный богатый словарь! Попросите ребёнка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями ( например: «Как прошел день в детском саду?») и зачастую вы можете заметить, что ребёнок с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова-паразиты, аграмматизмы. Очень важна роль словарного запаса и при овладении в будущем грамматным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро, а главное правильно подобрать проверочное слово. А это возможно лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого слова и его смыслового родства с другими.
Публикация «Консультация „Как пополнить словарный запас у дошкольников 6–7 лет“» размещена в разделах
Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к 6-7 годам. Дальше ребёнок будет «добирать» новые слова за счёт прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие игры чрезвычайно просты и не требует более 10-5 минут родительского времени.
Предложите малышу игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.
«По дороге домой». Взрослый предлагает ребёнку назвать все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».
«Что я загадал?» Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».
«Загадай-мы отгадаем». Составление ребё нком загадок-описаний: «Бурый, косолапый, большой, сильный, опасный. Кто это?»
При знакомстве с многосоюзными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголками у ежа. Попросите ребёнка объяснить значение слов в словосочетаниях : острая коса-длинная коса.
Большое значение в обогащении детского словаря является работа по словообразованию. Ребенок начинает понимать, как образуются новые слова : названия детёнышей животных, некоторых слов (почему цветок-подснежник, а гриб подберезовик)
Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря. Необходимо учить детей различать и подбирать слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы).
«Скажи наоборот». Взрослый называет слово, а ребё нок- противоположное ему по значению: толстый-тонкий, сильный-слабый, стоять-идти, война-мир и т. д.
«Продолжи цепочку». Взрослый называет одно-два слова, а ребёнок должен подобрать как можно больше близких по значению слов : пища-еда-корм-продукты; жилище-дом-квартира-здание; идти-топать – шлепать; весёлый-озорной-смешной.
Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их значение (упражнение «Почему так называют?», «Скажи по-другому».)
Уважаемые родители! Занимаясь с ребёнком, вы не только расширяете его представления об окружающем мире, не только развиваете его память, внимание, мышление и воображение, но и формируете доверительные, тёплые отношения.
Успехов вам и вашим деткам!
Материал подготовила Скирда Анна Михайловна