Анна Сокуренко
Консультация «Как помочь ребенку справиться со стрессом»
▼ Скачать + Заказать документы
У вашего ребенка случаются истерики, наблюдается повышенная тревожность, раздражительность или агрессивность? Все это может быть признаками стресса.
Несмотря на то, что сейчас каникулы – время радости и отдыха для детей – многие факторы могут приводить к излишнему напряжению и стрессу. Резко сбивается режим дня, обилие сладостей и развлечений перевозбуждает, а дата начала школьных уроков воспринимается как катастрофа.
Справиться со стрессом как детям, так и взрослым, могут помочь методы релаксации.
Публикация «Консультация „Как помочь ребенку справиться со стрессом“» размещена в разделах
Если человек что-то представляет в своем воображении, он может испытывать те же физические ощущения, как если бы этот опыт действительно имел место в реальной жизни. Хорошо известное упражнение по созданию образов, которое кратко иллюстрирует эту связь между разумом и телом, включает в себя управляемые образы с использованием лимона. Закройте глаза и представьте себе нарезанный лимон в руке. Представьте, что вы подносите лимон ко рту и выдавливаете лимонный сок на язык. Многие говорят, что при подобном представлении во рту вырабатывается слюна.
Это упражнение можно использовать для объяснения и демонстрации детям связи между разумом и телом; разум может представить себе событие, и тело может реагировать на это воображаемое событие, как если бы оно происходило в реальной жизни.
Прокручивание в мозгу неприятных событий может вызвать физическую стрессовую реакцию (например, учащенное сердцебиение и дыхание). Но ребенок также может использовать свое воображение, чтобы замедлить частоту сердечных сокращений, успокоиться и расслабить ум и тело.
Стратегии релаксации:
• Глубокое дыхание.
Когда дети испытывают стресс, они часто делают неглубокий вдох, что может вызвать панику. Чтобы противостоять этому поверхностному дыханию, ребенок должен научиться делать глубокие вдохи. Можно придумывать разные игры, например, кто дольше удержит в воздухе перышко без помощи рук, только посредством своего дыхания. Или дуть на вертушки, играть в воздушный футбол и т. п.
• Практиковать диафрагмальное дыхание поможет упражнение «Воздушный шар»:
«Закрой глаза и сделай глубокий вдох. Представь, что твой живот – это воздушный шарик. Сделай большой глубокий, медленный вдох, как будто ты наполняешь живот, как большой воздушный шарик. Твоя грудь не движется, только живот.
Теперь медленно выдохни и наблюдай за тем, как живот медленно сдувается, как воздушный шарик. Теперь сделай большой глубокий вдох, продолжай дышать, пока я не сосчитаю до 5».
• Методы визуализации могут также снизить тревожность ребенка. Пример визуализации (управляемого изображения):
Родитель: «Какое твое любимое место в мире?»
Ребенок: «Пляж!»
Родитель: «Сейчас мы поиграем в одну игру. Закрой глаза и сделай глубокий вдох. Представь, что ты на пляже. Ты сидишь на теплом песке. Ты можешь чувствовать теплый песок между пальцами ног, чувствовать теплое солнце на своем лице и соленый запах океанской воды в своем носу. Ты чувствуешь, как дует легкий ветерок. Обрати внимание на шум волн, крики чаек. Медленно сделай глубокий вдох через нос, задержи дыхание, затем очень медленно выдохни. Давай попробуем это снова, на этот раз еще медленнее. Представь, что ты сидишь на пляже и медленно дышишь».
По аналогии можно представлять любое ресурсное для ребенка место, где он может расслабиться и наполниться энергией.
Возможно, эти методы будут полезны для вас и ваших детей. Но главное – у родителей, умеющих отдыхать и расслабляться, растут дети, владеющие этими же навыками. Поэтому начинать в любом случае нужно с себя.
Гармонии всем, душевного здоровья и тепла!