Марина Кондратенко
Как помочь ребенку преодолеть сценическое волнение
▼ Скачать + Заказать документы
Как помочь ребенку преодолеть сценическое волнение
Вопрос о сценическом волнении и путях его преодоления волнует многих педагогических работников, проводящих занятия по хореографии в учреждении дошкольного образования сверх базового компонента учебной программы дошкольного образования. Особый интерес вызывают методические приёмы, способствующие психологической подготовке детей старшего дошкольного возраста к концертному выступлению. Важным компонентом подготовки воспитанников к выступлению являются приёмы саморегуляции эмоционального состояния. Их лучше всего проводить в виде весёлых, занимательных, запоминающихся игр и упражнений.
Публикация «Как помочь ребенку преодолеть сценическое волнение» размещена в разделах
Наиболее доступным способом регуляции эмоционального возбуждения детей как на занятиях, так и перед выступлениями, является использование дыхательных упражнений. К ним относятся упражнения, разработанные на основании методики Р. Деметера, предполагающие использование для стабилизации волнения дыхание с паузой.
Упражнения «Дыхание с ладошкой»
Детям предлагается выполнять полный вдохом и выдох с паузой, когда рот необходимо прикрыть ладошкой, как бы останавливая дыхание, на две секунды. Педагогический работник показывает и объясняет упражнение, затем дети 6—8 раз выполняют его под комментарий взрослого. Приведё м примеры:
• пауза после вдоха: вдох — пауза (две секунды) — выдох («Вдох — ладошка — выдох» и т. д.);
• пауза после выдоха: вдох — выдох — пауза («Вдох — выдох — ладошка»);
• пауза после вдоха и выдоха: вдох — пауза — выдох — пауза («Вдох — ладошка — выдох — ладошка»).
Р. Деметер рекомендует чередовать по 4 раза дыхание через нос и рот:
• вдох носом — выдох носом (игровой приём «Носик-насосик»);
• вдох носом — выдох ртом (игровой приём «Что готовит бабушка?»);
• вдох ртом — выдох ртом (игровой приём «Рыба на песке»);
• вдох ртом — выдох носом (игровой приём «Весёлые паровозики»).
Упражнение «Радуга, обними меня»
И. п. — о. с. или в движении.
1—2 — сделать глубокий вдох носом, развести руки в стороны;
3—4 — задержать дыхание;
5—8 — растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку; руки сначала направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи (одна рука под мышку, другая на плечо).
Повторить 3—4 раза.
Упражнение «Змей шипучий»
Произнесение звуков [ш] и [щ] в течение 30 секунд снимает любой страх и тревогу, как минимум, на ближайшие полчаса.
Упражнение «Насос» (по методике А. Н. Стрельниковой)
И. п. — ноги на ширине плеч, плечи расслаблены, немного ссутулены, руки свободно вытянуты вдоль туловища, голова опущена.
1—2 — полунаклон вниз, шумный вдох;
3—4 — и. п., выдох. (6—7 раз.)
Для сосредоточения внимания на композиции танца можно превратить ребят во внимательных следопытов в игре «Лабиринт» (тот, кто назовёт следующее движение, «поможет друзьям выйти из «лабиринта»).
Часто работа над танцем начинается с прослушивания музыкального сопровождения. В этом случае дети осознанно подходят к оценке музыкального произведения и своих движений. Знание и понимание развития музыкального материала снижает уровень их волнения во время разучивания и последующего выступления. Показательна в этом отношении игра «Мелодия, лад, ритм, темп».
Игра «Мелодия, лад, ритм, темп»
Детям предлагают несколько раз прослушать один из фрагментов музыкального произведения (16 тактов, а затем определить настроение мелодии, её характер (плавная, задумчивая, радостная и т. п., лад (звучит весело или грустно, в мажоре или минор, ритм (ровный или пунктирный, а значит, какой шаг больше всего подойдёт в этом танце, как будем двигаться — везде одинаково плавно или подскоками, боковым, прямым галопом и пр.) И, наконец, дети определяют темп музыки, быстрый или медленный будет танец.
Такой анализ музыкального сопровождения содействует музыкальному развитию воспитанников. Всё это очень важно, потому что от быстрого длинного танца многие дети устают, поэтому музыкальное сопровождение для танца не должно превышать 2,5 мин. Кроме того, после совместного анализа средств музыкальной выразительности, когда дети самостоятельно рассказали о будущем танце, предположили, как он будет исполняться, педагогический работник показывает им сначала отдельные движения, а потом весь рисунок танца. Получается, что воспитанники сами придумали весь танец, и волноваться нет повода, надо просто разучить и станцевать его. С удовольствием!
Для того чтобы дети лучше представили музыкальный образ всего музыкального произведения, можно выполнить игровое задание «Послушаем и расскажем». Оно заключается в том, что после прослушивания музыки каждый может описать предполагаемый танец, рассказать, что и как можно делать под такую музыку. Иногда более смелые и раскрепощённые дети сами становятся парами, пошепчутся и танцуют придуманные ими движения, самостоятельно создавая определённые композиции. Велика бывает радость, когда их композиции мы включаем в танец! Ни о каком волнении при исполнении самостоятельно придуманных движений, безусловно, не может быть и речи.
Более скромные и неуверенные в себе воспитанники могут нарисовать свои впечатления о музыке к танцу. Педагогический работник обязательно проговаривает при этом его название, чтобы помочь ребятам сузить тему поиска для выражения своих впечатлений в красках. Это составляет суть упражнения «Помолчим и нарисуем», которое способствует более глубокому эмоциональному проникновению в настроение музыкального сопровождения танца. Дети знают, что совсем не обязательно рисовать людей, можно просто нарисовать полосы, радугу или круги, но подбор цветовой гаммы расскажет музыкальному руководителю о том, как они относятся к предложенному произведению и готовы ли его разучить и исполнить. Например, так было с танцем «Бал во дворце» на музыку песни «Гавот» (сл. О. Ермаковой, муз. В. Суэтова). Дети прослушали её и нарисовали принцев и принцесс в коронах, свечи, дворцы, бал, а их слова «Мне эта музыка нравится», «Я хочу это станцевать» были лучшей наградой.
Очень нравится ребятам игра «Гибкий котёнок», потому что каждый раз придумывается новый сюжет — «новая сказка», как говорят воспитанники. Её суть заключается в том, что воспитанники «превращаются» в котят и выполняют на ковре упражнения в соответствии с сюжетом: то поочерёдно вытягивают вперёд «лапки», то выгибают спинки, то становятся на колени и делают «лапки-царапки», громко мяукая, то «прогоняют надоедливого пса». Под музыкальное сопровождение дети могут самостоятельно придумывать движения котят, но обязательным условием игры является показ плавных и грациозных движений. Фактически, это та же самая растяжка, которую выполняют все профессиональные хореографы, но облечённая в игровую форму и более приемлемая для детей дошкольного возраста. В игре они не замечают, что их мышцы разогреваются, растягиваются и готовятся к танцевальной нагрузке основной части занятия.
Следует помнить, что каждый ребёнок — это неповторимая индивидуальность и, следовательно, методы подготовки детей всегда должны основываться на их индивидуальных качествах и исполнительских возможностях. Для составления плана групповых и индивидуальных занятий учитываются успехи и промахи, анализируется поведение детей во время подготовки и выступления на праздниках, развлечениях. Это позволяет найти подход к детям и лично для каждого воспитанника определить приёмы и методы работы с ним. Детям, не верящим в свои возможности и панически боящимся ошибок, внушается мысль о том, что участие в коллективном танце — это возможность показать себя, а свободно и красиво исполненное движение — творческая удача. Этому способствует приём «Танец в лесу» : ребёнку предлагается представить, что он один танцует в лесу, никто его не видит, ему очень спокойно, руки и ноги двигаются свободно и поэтому правильно, он получает удовольствие от танца.
Детям, которые жалуются, что перед выходом на сцену теряют интерес к выступлению, советуют беречь свои физические и душевные силы, не бегать перед выступлением, а подумать о танце, о своей роли в исполнительском коллективе, спокойно посидеть и вспомнить движения. В этом суть приёма «Задумчивый зайка».
Концертная выдержка и самообладание укрепляются тренировкой. Разговоры с детьми дошкольного возраста о необходимости «перестать волноваться» и т. п. не только не приносят пользы, но и вредны. Фиксирование внимания детей на их волнении приводит к тому, что на сцене или перед выступлением они думают только о том, чтобы «не волноваться», и, конечно, волнуются ещё больше. У детей 5—6 лет, с их ещё не сформированным самосознанием и жизненным опытом, почти отсутствуют ярко выраженные признаки волнения, но, тем не менее, они существуют и выражаются или в нетерпеливости, в желании много двигаться, смеяться или, напротив, в апатии.
Самонастрой — способность «погружаться» в исполнительский процесс. Формулы для самонастроя могут проговариваться с детьми и выглядеть так: «В присутствии публики я танцую с большим удовольствием и радостью. Я, музыка и танец — одно целое. Танцевать (название танца, автора музыки) приятно, я получаю удовольствие» и т. д.
Основой уверенного поведения на сцене считается полноценное овладение произведением, полная техническая и эмоциональная свобода его исполнения. Для более устойчивого запоминания композиции танца на занятиях по хореографии рекомендуется применять методику польского пианиста И. Гофмана, которая заключается в мысленном, беззвучном «проигрывании» сочинения сначала по нотам, а затем и не глядя в них. Так и с детьми: прослушиваем музыку и проговариваем последовательность движений, соотнося их с началом каждой музыкальной фразы: «лодочка», кружение, переход, «вертушка» и т. д.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, музыкальное сопровождение к танцам следует выбирать с квадратной структурой музыкального периода. Воспитанники с 4—5 лет привыкают во время движения в танце слышать начало каждой музыкальной фразы. Этому способствует музыкальная игра «Мы считаем до восьми» с исполнением движений под счёт. Когда удаётся таким образом проговорить («протанцевать») весь танец, дети уже не боятся забыть очерёдность движений и могут сосредоточиться на выражении эмоционального настроения постановки. Уверенность, что произведение выучено надёжно, спасает от многочисленных бессмысленных прогонов танца «с начала до конца» и многих негативных форм эстрадного волнения.
В процессе подготовки к концертному исполнению может помочь и моделирование состояния, близкого к сценическому. Я всегда рассказываю детям историю знаменитой пианистки Маргерит Лонг, которая репетировала своё концертное выступление в присутствии кукол, которых рассаживала по комнате, здоровалась и кланялась им, затем исполняла всю программу. Постепенно она привыкла находиться в ситуации присутствия публики и на реальных концертах играла блестяще. После того как один их танцев разучен, мы приглашаем на просмотр детей средних групп, сотрудников учреждения дошкольного образования, узнаём их мнение о выступлении, а потом обсуждаем то, над чем надо работать, чтобы танцевать увереннее, чётче выполнять движения. После выступления педагогический работник спрашивает детей о допущенных ими ошибках, и все вместе находят пути исправления. Проговаривание проблемы помогает каждому ощутить себя необходимой частью танцевального коллектива, а многократные показы подготовленного к выступлению номера способствуют преодолению сценического волнения.
Исключительна важна внутренняя установка, настрой детей в последние дни перед концертом, а тем более в день самого выступления. Не следует слишком много времени уделять репетициям, лучше сосредоточиться на мысленной работе над произведением (программой). За несколько дней нецелесообразно увеличивать количество занятий, изменять их содержание, чтобы не испортить то, что уже сделано.
Преодоление сценического волнения у детей старшего дошкольного возраста должно идти от желания общения с аудиторией. Музыка и движение для исполнителя являются как связующим звеном, так и средством общения со зрителями.