Ирина Бужор
«Как помочь ребенку пережить стресс». Методические рекомендации для педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время многим жителям приграничных районов Белгородской области пришлось пережить невероятный стресс, шок, эмоциональные переживания, связанные с неблагоприятной обстановкой на границе нашей Родины. «Трудные времена» ,связанные с временным отъездом из родного дома, страхом вновь услышать громкие звуки в ночи- всё это накладывает определенный отпечаток не только на взрослых, но и на маленьких жителей приграничья. Поэтому родителям необходимо научиться определять наличие симптомов стрессового состояния у детей и овладеть набором специальных приемов и технологий для работы с такими детьми.
Публикация «„Как помочь ребенку пережить стресс“, Методические рекомендации для педагогов и родителей» размещена в разделах
Стресс сопровождает человека всю его жизнь. Но, некоторые ученые не считают, что стресс- это вред, а как реакция, которая помогает человеку выжить. Ведь стресс- это повышенное эмоциональное напряжение. И если взрослый, в силу своей психологической зрелости, справляется с этим недугом, то детскому, неокрепшему организму сделать, порой, это совсем не просто.
Что может вызвать у ребенка стресс?
– Кризисные ситуации (попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома или имущества, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека и т. д.). Важно помнить, что взрослые и дети по- разному воспринимают и относятся к стрессу.
– Некоторые жизненные ситуации, которые связаны с неизвестностью, неопределенностью, отрывом от семьи.
– Телевидение, Интернет могут стать причинами интенсивных эмоциональных и умственных нагрузок.
– Напряженная семейная обстановка (частые ссоры родителей, конфликтные отношения самого ребенка с родителями или другими членами семьи)
Как взрослый может понять, что у ребенка стресс?
1. У ребенка часто меняется настроение.
2. Ребенок трудно засыпает, плохо и беспокойно спит по ночам.
3. Наблюдается быстрая усталость, даже после непродолжительных нагрузок.
4. Ребенок может расплакаться без причины или наоборот, быть агрессивным.
5. Ребенок становится рассеянным, забывчивым, утрачивает уверенность в себе, своих силах.
6. Ребенок избегает контактов, стремится побыть одному. Он перестает участвовать в совместных играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении правил поведения.
7. У некоторых детей наблюдается снижение аппетита, у другие же, наоборот, наблюдаются симптомы ожирения.
8. Ребенка перестает интересовать то, чем он любил заниматься ранее.
Все вышесказанные признаки могут говорить о наличии у ребенка стрессового состояния только тогда, если они не наблюдались ранее.
Наличие вышеуказанных симптомов говорит о появлении психосоматических расстройств. Они, в свою очередь, могут отражаться и на самочувствии, и на поведении ребенка. Игнорирование их может привести не только к стойким нарушениям в здоровье ребенка, но и отразиться на формировании его личностных качеств.
Основные средства профилактики и коррекции психо- эмоционального напряжения у детей
1. Нельзя игнорировать неблагоприятные симптомы, ожидая, что все пройдет само собой.
2. Умело распределять физические и психологические нагрузки и грамотно совмещать их с периодами отдыха для восстановления сил.
3. Невозможно оградить ребенка от стрессовых ситуаций. Нужно развивать у него навыки стрессоустойчивости и оказывать ему посильную поддержку.
Для этого, в первую очередь, нужно научить ребенка не терять оптимистического подхода к жизни ни при каких обстоятельствах. «Прорвемся!», «Всё будет хорошо!», «Ну разве это такая большая проблема?» – такие фразы должны прочно войти в лексику ребенка, стать его жизненным кредо. Вера в свои силы – один из лучших способов профилактики и снятия стрессового напряжения в любом возрасте и у любых людей.