Наталия Юрьева
Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду? Прежде всего нужно хорошо осознать, что без совместной работы родителей и воспитателя здесь не обойтись. Одна из основных потребностей детей – это потребность в постоянстве окружения. Резкая смена обстановки, режима, окружающих людей тяжела для любого малыша. Воспитатели, желающие облегчить переход ребёнка в новые условия жизни, а также и свою работу с группой детей, должны заранее познакомиться с особенностями ребёнка – своего будущего воспитанника, заранее выяснить особенности его развития, домашний режим, способы кормления, укладывания спать, его игрушки и занятия, т. е. индивидуальные особенности и привычки. Желательно, чтобы в первые дни малыш взял в группу свою любимую игрушку. Родители должны заранее предупредить воспитателя, когда они придут в детский сад, нельзя принимать в группу сразу много детей. Вопрос о наполняемости групп - больной для нашей системы воспитания.
Публикация «Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду» размещена в разделах
Количество часов, проводимых в группе, следует увеличивать постепенно, в течении первой недели – не более трёх часов в день. Если ребёнок болезненно реагирует на расставание с мамой, желательно её присутствие в группе в течении первых дней. Увеличивать время пребывания малыша в новом коллективе можно только при хорошем эмоциональном состоянии. Целесообразно сохранить в период привыкания привычные для ребёнка приёмы ухода, даже если они противоречат установкам педагога: покачать его на руках перед сном. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять делать что –то по другому, так как страх, возникающий в такой ситуации, значительно осложнит ситуацию, осложнит привыкание ребёнка к новым непривычным условиям. В период адаптации малыш особенно остро нуждается в ощущении защищённости, эмоционального комфорта. Частое ласковое обращение к ребёнку, возможность играть рядом с воспитателем, периодическое пребывание на руках, особенно младенцев, помогают ему установить доверительный контакт со взрослым, облегчает привыкание. Организация игровой деятельности поначалу в стороне от детей, если они вызывают у ребёнка напряжение, ближе к взрослому, даёт ему возможность постепенно освоиться в непривычном него окружении.
При наблюдении за ребёнком особое внимание нужно уделить состоянию его здоровья. Даже лёгкое покраснение зева, небольшой насморк являются противопоказанием к посещению им яслей, 3-4 дня его следует подержать дома на щадящем режиме.
Во время адаптационного периода родителям следует создать условия для спокойного отдыха ребёнка дома. В это время не стоит водить его в гости в шумные компании, связанные с поздним возвращением домой, а также принимать у себя слишком много друзей. Малыш в этот период слишком перезагружен впечатлениями, не следует перегружать его нервную систему.
Как это ни трудно при большом скоплении детей, воспитатель должен отвечать на все обращения к нему ребёнка, относиться к ним с сочувствием. Мы должны ценить в нём личность, имеющую свои интересы и предпочтения. Не следует давать малышу плакать в одиночестве, нужно определить причину его горя, дать ему понять, что вы ему сочувствуете и понимаете его.
Наверное, нет ни одного ребёнка, который не переживал бы своего отрыва от родных. И во время прихода в детский сад, и в течение дня дети вспоминают про маму, не хотят с ней разлучаться. Задача воспитателя – отвлечь их от грустных воспоминаний. Но в то же время не следует полностью игнорировать огорчений малыша. В этот период они часто испытывают чувство потерянности, боятся, что родители не придут за ними. Взрослый может обсудить с ребёнком его опасение, сказать ему, что он понимает, как грустно, когда родители уходят, объяснить, что они обязательно скоро придут и заберут его домой. Одновременно с этим он должен попытаться вовлечь его в игру с игрушкой или привлечь внимание к другим детям.
Иногда ребёнок ни на минуту не отпускает от себя воспитателя. Как бы ни был внимателен взрослый, он обязан заниматься и другими детьми. Если такой ребёнок наконец отвлекается на игру, воспитатель должен дать ему понять, что он заметил его самостоятельность. Ребёнку очень нужно одобрение и поддержка взрослого. Даже если он активно не требует к себе внимания, оно равно ему необходимо. Выражение внимания очень простой, но в то же время сильно действующий акт. Он может выглядеть по – разному: улыбка, кивок, поглаживание по голове, лёгкое объятие. Оно может выражаться словами: «Ты сегодня такой красивый», «Я вижу, у тебя новые сапожки» и т. п. Важно не то, что именно отвечает взрослый, а то, что он выражает свою любовь малышу.
За сравнительно небольшое время, примерно в течение месяца, поведение ребёнка может измениться самым существенным образом. Ребёнок станет выражать активное согласие участвовать в предметной деятельности, охотно выполнять просьбы взрослого, адекватно реагировать на похвалу и порицание, станет более инициативным во взаимоотношениях со взрослыми.