Ираида Дружинина
«Как общаться с ребенком». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Как общаться с ребенком. Малышу исполнился год. Этот возраст знаменует
начало нового периода детства -раннего возраста, который длится до трех лет.
К году ребенок уже умеет общаться с окружающими взрослыми, у него
формируются первые привязанности, с помощью близких он открывает для себя мир предметов и учится правильно обращаться с ними. Переживает свое
Публикация «„Как общаться с ребенком“, Консультация для родителей» размещена в разделах
собственное Я, отдельное от Я других людей, начинает понимать речь и делает первые попытки говорит, становиться более самостоятельным – это фундамент всех его последующих приобретений. В начале второго года жизни малыши начинают ходить и все настойчивее добиваются от взрослых права свободно исследовать окружающий мир. Этот возраст требуется от родителей, бабушек и дедушек большого терпения: ребенок бывает непоседлив, подчас капризен, своеволен и упрям. Он забирается во все углы, хватает, бросает и тянет в рот все,
что попадается ему под руки; опрокидывает банки с вареньем, разливает мамины духи, рвет книги и сует пальцы в электрические розетки, бурно протестует, если у него что-то отбирают. В жизни взрослых входит постоянное беспокойство за безопасность малыша.
Для того чтобы лучше понять, как правильно общаться с ребенком в этот
сложный период детства, как создать условие для полноценного развития,
взрослым, прежде всего, нужно знать особенности психики детей раннего возраста, которые во многом определяют их поведение.
Поддерживайте и поощряйте интерес к занятиям взрослых. На втором году
жизни усиливается интерес к действиям взрослых, желание подражать им.
Именно в семье ребенок получает возможность включиться в разнообразные
совместные действия с взрослыми. С мамой или бабушкой можно постирать
белье: прополоскать свои носочки в тазике с водой; с папой разбирать и
чинить телефон; с дедушкой -стучать деревянным молоточком по доске,
«забивая гвозди».
Конечно, участие ребенка в делах взрослых доставляет много хлопот:
испачканная рубашка или платье, пролитая вода, оставленный после
«подметания» мусор на полу, грязный после «мытья» дуршлаг. И все это
потому, что на втором году жизни ребенка занимает сам процесс того или
иного действия, а не его результат. Лишь к концу раннего возраста под
воздействием взрослого он начинает замечать свои ошибки.
Помогайте осваивать бытовые действия. Освоение ребенком орудийных
действий происходит при обучении бытовым навыкам, правилам гигиены:
умению пользоваться ложкой, расческой, зубной щеткой, мылом и т. д.
Знакомя малыша с правилами использования бытовых предметов,
обязательно объясняйте смысл каждого действия. По возможности
сопровождайте показ детскими стишками, песенками.
Поощряйте стремление к самостоятельности. На втором году жизни, когда
ребенок еще не может обходиться без помощи взрослых, близкие стараются
все делать за него, а это неверно. По мере овладения разнообразными
умениями и навыками малыш все чаще отстаивает свое право действовать
самостоятельно. Особенно интенсивно стремление к самостоятельности
возрастает к концу второго, на третьем году жизни. С вашей помощью
ребенок уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение многих
бытовых предметов, стремиться помогать всем в семье. Поддерживайте это
ценное стремление.
Помогайте осваивать действия с игрушками. Родители часто жалуются на то,
что дети быстро теряют интерес к игрушкам, требуя все новые и новые.
В результате пылятся в детском уголке красивые куклы, разноцветные
кубики и пирамидки, а ребенок капризничает, не зная чем себя занять. Это
происходит потому, что на ранних этапах детства малыши не умеют
обращаться с предметами по их назначению, а однообразные
мамипулятивные действия с ними быстро истощают первоначальный ярко
выраженный интерес к новому предмету. Помните: понять, как нужно
действовать с игрушкой, малыш может только с вашей помощью; любой
предмет приобретает особую притягательность для ребенка, если с ним
действовал взрослый, а тем более, если они играли вместе.
Обучая малыша пользоваться бытовыми предметами и игрушками, сначала
покажите ему правильный способ обращения с предметом, а затем
предложите совершить действие самому. Не ругайте его за неправильно
выполненное действие самому. Наберитесь терпения: то, что вам кажется
простым и легким, пока еще трудно для малыша. Не забывайте хвалить
ребенка за старание, настойчивость; радуйтесь вместе с ним его
достижениям; рассказывайте о них близким в его присутствии. Это будет
давать уверенность в своих силах, поддерживать желание совершенствовать
свои умения.
Поддерживайте любознательность. Ярко выраженная любознательность важный показатель успешного психического развития ребенка. Он активно
стремиться к получению новых впечатлений, любит наблюдать за
окружающим, быстро обнаруживает новое, стремиться обследовать его;
может подолгу, увлеченно экспериментировать с песком, водой, красками,
радуется своим открытиям. Разделяйте эту радость с малышом, поощряйте
его интерес к исследованию.
Терпеливо относитесь к детским «экспериментам» : не ругайте ребенка, если
он из интереса разобрал или нечаянно разбил игрушку, налил воды на пол,
насорил, испачкался -в раннем возрасте это неизбежно. Постарайтесь так
организовать пространство детской игры и занятий, чтобы было легко
восстановить порядок в доме.
Играйте с детьми в разные виды игр. Сюжетные игры имеют большое
значение для психического развития ребенка. Как средство познания
окружающего мира, сюжетная игра способствует развитию образного
мышления и воображения. Действуя в игре в условных обстоятельствах, как
мама, папа, бабушка или дедушка, малыш имеет возможность почувствовать
себя свободным и всесильным, как взрослые.
Эмоциональные и подвижные игры. Такими играми богата народная
педагогика. К ним относятся игры-забавы, Потешки -«ладушки», «сорока- белобока», «коза рогатая» и др.
Игры-драматизации. Рассказывая ребенку сказку, не забывайте разыграть
перед ним ее сюжет. Например, при чтении «Курочки Рябы» покажите, как
дед зовет на помощь бабку, как они бьют яичко, как плачут; рассказывая
«Репку», изобразите, какая она выросла большая и как персонажи сказки
тянули ее из земли.
Игры-фантазии. Организуйте игры, в которых ребенок сможет изображать
предметы рукотворного мира, живой и неживой природы.
Развивайте речь. Речь развивается, прежде всего, как средство общения с
окружающими. Помните: своевременному возникновению речи способствует
атмосфера любви и доброжелательного внимания, взрослых к малышу.
С самого раннего возраста приобщайте к книге. Ежедневно рассказывайте и
читайте малышу народные и авторские сказки, потешки, небольшие
стихотворения.
Не ругайте за нечаянно порванные страницы.
Оберегайте положительное отношение к самому себе. При правильной
организации общения взрослого с ребенком уже на первом году жизни у
малыша складывается общее положительное отношение к себе. Любовное
отношение близких дает ребенку ощущение своей нужности и ценности. Это
очень важное личностное качество стимулирует как общение с
окружающими, так и познавательную активность.