Терехова Мария Сергеевна
Консультация «Как обогатить словарный запас ребенка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как обогатить словарный запас ребенка?
В последнее время во всем мире увеличивается число детей не выраженными отклонениями в развитии, в том числе и в речевом развитии.
Дети имеют «детское» произношение некоторых звуков и не могут согласовывать слова в предложении.
Затрудняющаяся речь ребенка может быть понятна и не вызывать у него трудностей в общении. Такие отклонения могут не беспокоить родителей. Однако все в один прекрасный миг может резко поменяться при поступлении в школу на начальную ступень, именно здесь начинаются предъявляться не редко повышенные требования. Дети, которые имеют отставание в речевом развитии «вытесняются» на самых первых этапах обучения письму и чтению.
Публикация «Консультация „Как обогатить словарный запас ребенка?“» размещена в разделах
Большинство детей впитывают сложные процессы, и в будущем пишут с кучей специфических ошибок, которые потом сложнее удается преодолеть.
Получив плохую отметку в дневник, у ребенка возникают отклонения в поведении и утомляемость. Результат - отрицательное отношение к школе и ссоры в семье.
Имея скудный словарь, бедность и неточность понимания значений многих слов у ребенка возникают трудности в подборе простых родственных слов в качестве проверочного слова, выделяя корень, приставку в слове.
С чего стоит начать?
Начинать необходимо с речевого дыхания. Существует четыре способа. Речевым дыханием считается «вдох через нос, а выдох через рот». Для развития и формирования речевого дыхания используйте упражнения: шарик, сдуй ватку, подуй на перышко, подуй на снежинку, птичка лети, задуй свечу и т. д.
Не забываем развивать моторику пальцев рук. Делаем различные массажи и гимнастику для развития мышц руки. Можно использовать массажеры, шишки, бельевые прищепки, шнуровки, застегивание пуговиц, сухие бассейны и т. д.
Обращаем внимание на развитие и укрепление артикуляционной моторики. Развиваем мышцы губ и языка, даже если у вашего ребенка есть все звуки. Это необходимо для четкой и красивой речи. Упражнения для губ: бублик, кормление птенцов, слоник, улыбка. Упражнения для языка: лопаточка, иголочка, качели, футбол, грибок.
А теперь можем начать формировать словарный запас слов.
Обогащение словарного запаса за счет существительных
1. Вы называете обобщающее слово, а ребенок как можно больше соответствующих ему слов :
Домашние животные: корова, лошадь, коза, овца, осел, кролик, кошка, собака…
Дикие животные: осел, ишак, барсук, тушканчик, еж, носорог…
Домашние птицы, овощи, фрукты, ягоды, цветы деревья, транспорт, мебель, головные уборы, обувь, одежда.
2. Взрослый называет животное, а ребенок – детеныша :
Корова-теленок, овца-ягненок, собака-щенок, лошадь-жеребенок, кошка-котенок и т. д.
3. Вы называете большой предмет, а ребенок-маленький :
Стол-столик, стул-стульчик, платье – платьице, лук-лучок, шарф-шарфик и т. д
Обогащение словарного запаса за счет глаголов
1 Способы передвижения разных животных
Птицы, бабочки, мухи, стрекозы-(что делают) летают
Рыбы, дельфины, киты, моржи, утки-(что делают) плавают
Для закрепления предложите ответить на вопрос:
А кто или что еще летает? (вертолеты, ракеты, спутники, воздушные шары)
А кто или что еще плавает? (лодки, катера, пароходы)
2 Назвать действия одного животного
Собака –стоит, лежит, бежит, лает, ест, играет, сторожит, выслеживает, кусает, рычит, грызет…
3 Назвать голос животного, насекомого или птицы
Корова-мычит, лошадь-ржет, жук-жужжит, и т. д
4 Усвоение названий противоположных признаков
Жираф высокий, а обезьяна низкая.
Веревка толстая, а нитка-(тонкая)
Черепаха медленная, а заяц- (быстрый) и т. д.
Учитель-дефектолог
Терехова М. С.