Костина Наталья Петровна
Консультация «Как не допустить суицид у подростков»
▼ Скачать + Заказать документы
Тему суицидального поведения многие – в том числе и психологи – стараются избегать. Страшно, неприятно и непонятно, что делать. Эрл Гроллман в своей книге «Суицид : превенция, интервенция, поственция» писал: «…почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми… Они (суицинденты) ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи и семья не слушают их».
Публикация «Консультация „Как не допустить суицид у подростков“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Психология подростка
- Суицид. Профилактика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, носящих возрастной характер, является неадекватное отношение к смерти. Особенностью детского понимания смерти является как бы раздвоение: с одной стороны, подросток видит себя в гробу, горько оплакиваемого родственниками, с другой – предполагает, что может быть свидетелем собственных похорон. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Е. Шир и др. считают, что концепция смерти у ребенка приближается к концепции смерти взрослого лишь к 14 годам, т. е. только начиная с этого возраста ребенок по-настоящему осознает реальность и необратимость смерти.
У подростков, как правило, нет совпадения между конечной целью самоубийства – смертью и его психологическим смыслом. Анализ результатов опроса подростков-суицидентов позволил установить, что часть из них хотели «дать понять какому-то человеку, в каком они отчаянии», другие думали заставить раскаяться «человека, который плохо с ними обращался», третьи своим поступком хотели показать, «как они кого-то любят», некоторые хотели повлиять на «другого, чтобы он изменил решение» и т. п. Как видно, независимо от формулировки, - это обращение к другому человеку. Подростком руководит не желание умереть, а желание повлиять на другого человека. Тем не менее, в различных ситуациях могут действовать разные мотивы суицидального поведения.
Диагностика суицидального поведения
Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л. Б. Шнейдер)
Для того, чтобы акцентировать внимание на факторах, способствующих совершению попыток самоубийства, и количественно оценить степень риска суицида предлагается использовать «карту риска суицида».
Для этого определяется алгебраическая сумма и полученный результат соотносится с приведенной шкалой.
- менее 9 б. – риск суицида незначительный;
- 9 – 15,5 б. – риск суицида присутствует;
- более 15,5 б. – риск суицида значителен.
Выявив предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на малейшие изменения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов превышает критическое значение или поведенческие особенности начинают все более усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту за квалифицированной помощью.
Что в поведении подростка должно насторожить взрослого
• Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть, убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь Ваше внимание к себе и своим проблемам.
• У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
- Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
- Самоизоляция, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т. п., интерес к способам самоубийства).
- Рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смысла.
• Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни.
• Резкое изменение поведения (например, стал неряшливым, отдаляется от друзей).
• Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди сверстников.
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
· Отвержение сверстников, травля с их стороны.
· Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
· Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
· Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, тяжелое заболевание) и т. п.
• Нестабильная семейная ситуация и т. п.
Что делать родителям, если они обнаружили опасность?
• Если Вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли Вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию! Даже, если Ваш сын (дочь) отказываются от помощи, уделяйте ему (ей) больше внимания, чем обычно.
- При проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:
1. При выборе места для беседы главное, чтобы не было посторонних лиц, никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не длился.
2. Желательно спланировать встречу в свободное время, с большим временным потенциалом.
3. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и, тем более не выполнять никакие попутные дела. Надо всем своим видом показать, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
• Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.
- Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Для этого:
- говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным;
- не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!
- помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию. В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей.
ЕСЛИ ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ, ЧТО С РЕБЕНКОМ ТВОРИТСЯ ЧТО-ТО НЕЛАДНОЕ, БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ, НЕ ПРОХОДИТЕ МИМО!
КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ ПОПЫТАЙТЕСЬ РАЗОБРАТЬСЯ С СОСТОЯНИЕМ ПОДРОСТКА,
ВЕДЬ РЕЧЬ МОЖЕТ ИДТИ О ЕГО ЗДОРОВЬЕ И ДАЖЕ ЖИЗНИ.
Литература
1. Ефимова, О. И. Суицидальное поведение в подростковом возрасте и возможности его профилактики // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 11 – стр. 93-95
2. Ефремов, В. С. Основы суицидологии [Текст] / В. С. Ефремов. - 2004г.
3. Жариков, Н. М. Психиатрия: Учебник [Текст] / Н. М. Жариков, Ю. Г. Тюльпин. – М. : ООО «Медицинское информационное агентство», 2009. – 832 с.
4. Сакович, Н. А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков [Текст] / Н. А. Сакович. – М. : Генезис. – 2012 г.