Юрина Ольга
Как научить ребёнка составлять и отгадывать загадки
▼ Скачать + Заказать документы
«Как научить ребенка составлять и отгадывать загадки».
К. Д. Ушинский говорил, что загадка “доставляет уму ребенка полезное упражнение». И это действительно так, потому что загадка является гимнастикой ума.
«Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»
Публикация «Как научить ребёнка составлять и отгадывать загадки» размещена в разделах
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, по составлению и отгадыванию загадок.
Отгадать загадку - значит ответить на вопрос, совершить сложную мыслительную операцию. Такой анализ развивает способность логически и образно мыслить, развивает и закрепляет навыки речи – доказательства, речи – рассуждения, речи – описания, умения определять предметы по действию и признакам. Учит понимать смысл образных выражений. Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребёнком конкретную цель : не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.
Для того чтобы отгадать загадку, ребенку нужно наблюдать за жизнью, уметь сравнивать, сопоставлять явления, анализировать, обобщать. Отгадывая загадки, у ребенка развивается мышление, он становится более сообразительным, находчивым и у него формируется привычка осмысливать мир более глубоко и разносторонне.
Загадка - это логическая задача, которая содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Для ребенка отгадать загадку означает ответить на вопрос, найти решение задачи.
Родители, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадывать. Если ребенок затрудняется отгадать загадку, взрослые могут торопить с ответом, могут просто сообщить отгадку, могут сами растолковать, они лишают детей самого главного- возможности думать.
Обучение детей умению отгадывать загадки требует большого терпения, как от детей, так и от взрослых. Детей необходимо учить сознательно, отгадывать загадки : понимать их содержание, искать и находить пути решения задач, знакомить с приемами отгадывания, а так же учить объяснять и доказывать правильность ответа, отгадки.
В первую очередь, детей нужно учить наблюдать жизнь, воспринимать окружающие предметы и явления с различных сторон, развивать сенсорную культуру, внимание, наблюдательность, память.
Окружающие ребенка взрослые (родители, педагоги) должны систематически организовывать и проводить наблюдения в окружающей жизни и природе. Это дает ребенку новые знания, он учится выделять существенные признаки, связи, закономерности. В разных видах деятельности: игре, труде, рисование и др. необходимо детей знакомить с названиями предметов и их частей, а так же называть признаки предметов. Кроме этого, при отгадывании загадок особую роль играет художественная литература. Она является источником знаний, обостряет наблюдательность, обогащает речь детей.
Для того, чтобы обеспечить правильное понимание загадок и их отгадывание необходимо :
1) проведение предварительных бесед по ознакомлению детей с предметами, животными или явлениями, о которых пойдет речь;
2)определенный запас знаний, который может подвести детей к отгадыванию;
3) умение слышать и воспринимать художественную литературу.
Загадывая загадки, взрослым не нужно торопиться, надо повторять их не один, а несколько раз, тогда дети будут их лучше понимать, запоминать и полнее выделять признаки. Загадку нужно анализировать, с помощью вопросов обращать внимание детей на признаки предметов и связи между ними. Детей необходимо учить доказывать свою отгадку. Поэтому последовательная постановка вопросов в соответствии со структурой загадки дает возможность ребенку доказать, обосновать свой ответ.
Детей старшего дошкольного возраста также необходимо учить самостоятельному составлению загадок. Это трудная задача для детей, но она способствует развитию активной речи. Взрослые должны учить детей этому. Сначала обучение составления загадок проходит при активной помощи взрослого: уточняются знания о предмете или явлении, о его признаках, после предмет описывается и дети отгадывают. Сначала взрослый дает образец, а потом дети самостоятельно составляют загадку, при необходимости можно использовать схемы.
Существует несколько видов загадок :
Загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается;
загадки - описания, где описывается какой – либо предмет или явление;
комбинированные загадки – это соединение загадок - описания с загадками – сравнения;
сюжетные загадки – это загадки, сочиненные ребёнком с использованием логически – последовательного сюжета.
- Шевелились у листка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел.
Что надо искать? Цветок. Но необычный, а такой который может вспорхнуть и улететь. Значит «цветок» летает. Каков он? У него четыре лепестка они шевелятся. Значит, это крылышки. И ребёнок находит ответ : «Это бабочка».
Вторую загадку аналогичную первой, ребенок разбирает и отгадывает самостоятельно.
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся
Взвился вверх и улетел.
Угадайте, что за шапка. Меха целая охапка. Шапка бегает в лесу, у кустов грызёт кору.
Шапка бегает, значит, это не обычная шапка, а живое существо. Это существо имеет густой хороший мех, из которого можно сшить шапку, а не шубу – приём исключения.
Шапка предмет небольшой, значит, и существо небольшое – приём сопоставления.
В загадке сказано, что существо бегает в лесу. Значит, это не домашнее, а дикое животное – приём исключения.
У нас остался только один признак: «у кустов грызёт кору».
Есть много лесных зверей, мех у которых использует человек, но ни медведь, ни волк, ни лисица, ни белка не грызут кору – методом исключения.
Значит, это заяц? Предположение, гипотеза. Соотнесём все найденные признаки – синтез: небольшое дикое животное, живёт в лесу, бегает по нему, мех его идет на шапки, грызёт кору, да это заяц – вывод.
Детям очень, нравится отгадывать загадки, придумывать самим загадки, рисовать отгадки.
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образностью речи.
Таким образом, использование загадок позволяет воспитывать любопытного, вдумчивого, творческого ребенка.
Загадки обогащают знания детей, проверяют уровень интеллектуальной подготовки, учат мыслить, обосновывать свои мысли. Предлагаю для родителей провести занятие – помощник.
Список литературы:
1. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки : пособие для воспитателей детских садов – М, 2000г.
2. Хабарова О. В. Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
3. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. Дошкольное воспитание №7.
4. А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская Дидактические игры.
Книга для учителя. М. «Просвещение» 1991 г.
Использовала ИКТ.