Светлана Потапкина
Как научить ребёнка любить литературу
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить ребёнка любить книгу? Научить сложному искусству чтения понимания книги очень трудно. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом, его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве.
Ребёнок – дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входит» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Малыш рисует не задумываясь о мастерстве, любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность сорадоваться и сострадать у детей очень высока.
Публикация «Как научить ребёнка любить литературу» размещена в разделах
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и состраданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
Книга раскрывает человеческие, духовные ценности.
Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
У ребёнка - память сердца.
Не сопереживание в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, экономическим… К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существуют не для всех. Задача взрослого – открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.
Читатель начинается раньше, чем ребёнок научиться читать.
Ребёнок - слушатель - это уже читатель. Читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем. Взрослый, чтобы донести книгу до ребёнка, должен любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность изображённых комедий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книги, уметь передавать свои чувства и переживания детям, интерпретировать для них литературные образы и авторский идейный замысел. От того как сложатся у ребёнка первые «отношения» с книгой, зависят будущие отношения с ведущим искусством – литературой.
Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст. Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребёнок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным багажом.
В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С теми (первым) классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.
Проблема отбора книг для детского чтения – одна из самых важных и сложных проблем литературоведения, психологии и педагогики.
Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок стремиться подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт.
Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт первые и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму.
Поэтому, отбор книг играет важную роль в формировании личности маленького читателя.
Занятие – важная форма работы с книгой в детском саду. Здесь ребёнок нередко впервые знакомится с тем или иным произведением словесного искусства, учится слушать, воспринимать и понимать их.
От того как воспитатель прочтёт детям книгу, зависит, как она будет воспринята. Радость эстетического переживания усиливается в процессе обсуждения книги, которое у детей дошкольного возраста отличается большой конкретностью и эмоциональностью.
Чтение природоведческой книги – особое чтение. Природоведческая литература формирует мировосприятие ребёнка, обогащает детей конкретными биологическими зна –ниями; показывает многосторонние связи, учит делать выводы; воспитывать любовь к природе; даёт зачатки материалистического понимания окружающего.
Воспитателю нужно учитывать, что в природоведческой книге очень большое значение имеют иллюстрации. Поэтому, чтобы обеспечить полноценное восприятие детьми текста, следует подбирать издания красочно оформленные, с рисунками большого формата.
Чтение в свободное время даёт неограниченные возможности для развития личности ребёнка средствами художественной литературы, которые тем более хороши, что обращены к чувствам, переживаниям. Повседневная жизнь ребёнка сложна и насыщена. Она изобилует конфликтными, эмоциональными потрясениями; вопросами, ответы на которые малышу надо получить сразу. Особенно важно решить главные нравственные проблемы: что хорошо, а что плохо. Между тем грань, между хорошим и плохим не всегда видна детям.
Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные этические вопросы. Воспитатель всегда должен быть готовым отыскать, прочесть и обсудить нужную детям сегодня, сейчас книгу. Прочесть вовремя, сразу же после какого – то конкретного случая – значит помочь найти нужный ответ.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги.
Своеобразие педагогической работы, осуществляемой в уголке книги, определяется тем, что здесь ребёнок впервые видит книгу не в руках воспитателя, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь, в уголке книги, происходит интимное, личностное общение ребёнка произведением искусства – книгой и иллюстрациями. Это создаёт благоприятные условия для решения целого комплекса задач эстетического воспитания средствами художественной литературы.
Внимательно рассматривая иллюстрации, ребёнок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга - это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребёнок и где впервые знакомится с творчеством художников.
Только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой. Любовное, бережное отношение к книге – одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется в уголке книги.