Папки-передвижки

Как научить ребёнка любить литературу

Светлана Потапкина
Как научить ребёнка любить литературу
▼ Скачать + Заказать документы

Как научить ребёнка любить книгу? Научить сложному искусству чтения понимания книги очень трудно. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом, его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве.

Ребёнок – дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входит» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Малыш рисует не задумываясь о мастерстве, любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность сорадоваться и сострадать у детей очень высока.

Публикация «Как научить ребёнка любить литературу» размещена в разделах

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и состраданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.

Книга раскрывает человеческие, духовные ценности.

Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

У ребёнка - память сердца.

Не сопереживание в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, экономическим… К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существуют не для всех. Задача взрослого – открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Читатель начинается раньше, чем ребёнок научиться читать.

Ребёнок - слушатель - это уже читатель. Читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем. Взрослый, чтобы донести книгу до ребёнка, должен любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность изображённых комедий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книги, уметь передавать свои чувства и переживания детям, интерпретировать для них литературные образы и авторский идейный замысел. От того как сложатся у ребёнка первые «отношения» с книгой, зависят будущие отношения с ведущим искусством – литературой.

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст. Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребёнок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным багажом.

В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С теми (первым) классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.

Проблема отбора книг для детского чтения – одна из самых важных и сложных проблем литературоведения, психологии и педагогики.

Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок стремиться подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт.

Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт первые и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму.

Поэтому, отбор книг играет важную роль в формировании личности маленького читателя.

Занятие – важная форма работы с книгой в детском саду. Здесь ребёнок нередко впервые знакомится с тем или иным произведением словесного искусства, учится слушать, воспринимать и понимать их.

От того как воспитатель прочтёт детям книгу, зависит, как она будет воспринята. Радость эстетического переживания усиливается в процессе обсуждения книги, которое у детей дошкольного возраста отличается большой конкретностью и эмоциональностью.

Чтение природоведческой книги – особое чтение. Природоведческая литература формирует мировосприятие ребёнка, обогащает детей конкретными биологическими зна –ниями; показывает многосторонние связи, учит делать выводы; воспитывать любовь к природе; даёт зачатки материалистического понимания окружающего.

Воспитателю нужно учитывать, что в природоведческой книге очень большое значение имеют иллюстрации. Поэтому, чтобы обеспечить полноценное восприятие детьми текста, следует подбирать издания красочно оформленные, с рисунками большого формата.

Чтение в свободное время даёт неограниченные возможности для развития личности ребёнка средствами художественной литературы, которые тем более хороши, что обращены к чувствам, переживаниям. Повседневная жизнь ребёнка сложна и насыщена. Она изобилует конфликтными, эмоциональными потрясениями; вопросами, ответы на которые малышу надо получить сразу. Особенно важно решить главные нравственные проблемы: что хорошо, а что плохо. Между тем грань, между хорошим и плохим не всегда видна детям.

Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные этические вопросы. Воспитатель всегда должен быть готовым отыскать, прочесть и обсудить нужную детям сегодня, сейчас книгу. Прочесть вовремя, сразу же после какого – то конкретного случая – значит помочь найти нужный ответ.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги.

Своеобразие педагогической работы, осуществляемой в уголке книги, определяется тем, что здесь ребёнок впервые видит книгу не в руках воспитателя, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь, в уголке книги, происходит интимное, личностное общение ребёнка произведением искусства – книгой и иллюстрациями. Это создаёт благоприятные условия для решения целого комплекса задач эстетического воспитания средствами художественной литературы.

Внимательно рассматривая иллюстрации, ребёнок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга - это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребёнок и где впервые знакомится с творчеством художников.

Только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой. Любовное, бережное отношение к книге – одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется в уголке книги.

Публикации по теме:

Как научить ребёнка спокойно ложиться спать Как научить ребёнка спокойно ложиться спать Многим родителям довольно часто приходится сталкиваться с немалыми трудностями, укладывая детей.

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Любить и охранять природу — значит любить и охранять Родину» в старшей группе Дети под музыку входят музыкальный зал и становятся возле стульев. Мир вам, гости дорогие Вы пришли к нам в добрый час. Встречу теплую такую.

Консультация для родителей детей старшей группы «Как научить ребёнка слышать звуки?» Для развития речи ребёнка необходим определенный уровень развития слуха, как физического, так и фонематического. Фонематический слух - способность.

Консультация для родителей «Как любить своего ребёнка» -Мамочка, я так очень тебя люблю – говорит объединяет сынок матери. — А, я тебя тоже сильно – сильно. Любая мама именно мечтает услышать.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка играть в шашки» Консультация для родителей «Как научить ребенка играть в шашки» Вряд ли кто-нибудь сомневается, что одним из хороших способов развития.

Мнемотехника. Как научить ребёнка запоминать стихиМнемотехника. Как научить ребёнка запоминать стихи Уважаемые коллеги очень хочется поделиться с вами опытом и дать некоторые советы по запоминанию детьми стихов. Заучивание стихов в детском.

Научить детей любить и охранять природу «Осенняя фантазия»Научить детей любить и охранять природу «Осенняя фантазия» Осень только чуть тронула листву, позолотив ее нежным цветом, березки первыми откликнулись на осеннюю пору, кругом еще царствует зелень.

Рекомендации родителям: Как научить ребёнка самостоятельности? Как научить ребёнка самостоятельности? Наверное, каждый родитель, у которого есть маленький ребёнок, задаётся этим вопросом. Как же помочь.

Рекомендации родителям «Как научить ребёнка самостоятельности» Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок рос здоровым, развивался в соответствии с возрастом, быстрее становился самостоятельным. Но при.

Родительское собрание «Умеете ли вы любить своего ребёнка» Умеете ли вы любить своего ребёнка Родительское собрание в средней группе Составила и провела: Мархинина О. А., 1кв. кат. Цель: Помочь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как научить ребёнка любить литературу
Опубликовано: 26 января 2017 в 22:57
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как научить ребёнка любить литературу» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Потапкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД