Екатерина Баланчук
Консультация для родителей «Как научить ребёнка дружить?»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Когда живётся дружно, что может быть лучше!
Вопросы нравственного воспитания дошкольников с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума.
Сегодня мы вновь и вновь задумываемся, как же привить детям доброжелательность, симпатию к сверстникам не только своего, но и других народов, уважение к людям разных национальностей, культуру межнационального общения.
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребёнка дружить?“» размещена в разделах
Воспитывая симпатию к детям разных национальностей, мы вызываем желание дружить с ними; раскрывая нравственные качества, свойственные сверстникам и взрослым каждой национальности, воспитываем уважение к народам, которых они представляют.
Задача родителей – продолжать начатую воспитателями нравственную тему. Предлагаем родителям обратить своё внимание на такие нравственные ценности дружбы, как:
Умение делиться своими переживаниями;
Оказывать моральную поддержку;
Добровольно помогать в случае нужды;
Заботиться о друге, доверять ему и быть уверенным в нём;
Защищать друга в его отсутствие.
С того момента, когда ребёнок начинает понимать значение слова друг, нужно учить его дорожить дружбой :
Нет друга, так ищи, а найдёшь, береги
Друзья познаются в беде
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
У детей поступок опережает его осознание. Дети чутки к призыву совершить добро, но важно, чтобы за призывами сердца была осознанная потребность и волевое усилие противостоять злу. Сложность заключается в том, что мы должны используя и укрепляя добрые чувства и намерения ребёнка, воспитывать добрый характер и вместе с тем способность противостоять плохому, бороться с ним.
Мы с детьми составили «Правила дружной игры» :
Сам себя губит, кто других не любит.
Зарубить себе на носу (правила игры)
Уговор дороже денег.
Нет большого позора – не выполнить договора
Кто зря сердит, у того голова болит (о тех, кто проиграл)
Известно, что профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. При работе по воспитанию у дошкольников добрых чувств, поступков, дел и отношений это приобретает особую актуальность. Более того, преемственность воспитания и обучения в детском саду и семье является непременным условием. Воспитательные усилия педагогов и родителей должны быть согласованными.
Мы предлагаем родителям побеседовать с ребёнком дома на следующие темы:
О дружбе (с кем вы дружили в детстве, с кем дружите сейчас, есть ли друг или подруга у вашего ребёнка, каким должен быть друг, для чего нужна дружба);
О вашем собственном детстве (покажите свои фотографии, сравните их с фотографиями ребёнка : похожи ли вы друг на друга);
О ссорах (как избежать ссор, можно ли сердиться на друзей, как помириться, что для этого нужно сделать);
О радости (расскажите о смешном, приятном эпизоде, событии, о том, что вы чувствовали и почему);
О смелости (кого можно назвать смелым, когда хорошо быть смелым, а в каких случаях ненужная смелость может обернуться бедой).
При предъявлении требований к поступкам, поведению детей руководствоваться мерой необходимого и возможного, учитывая то, что формирование нового не происходит «сходу», требует времени, как бы вызревания нового в чувствах и поведении ребёнка.
Недопустимо перенасыщения сознания и чувств ребёнка чрезмерным обилием фактов, сведений, сложных объяснений. Нельзя допускать, чтобы важное, но ещё недоступное детям превращалось в обычное, будничное, не затрагивало чувств, а оставалось лишь усвоением слов.
Правила надо вводить постепенно, в естественных условиях, с учётом возраста детей. Вводя любое правило, разъяснять его смысл, так как дети, понимая его необходимость и зная, как выполнять правило, быстрее овладевают нужными способами поведения. Хорошо воздействуют на детей к месту сказанные шутки, прибаутки, пословицы. Ребята их легко запоминают и часто сами употребляют.
Опыт показывает: уже в средней группе детям интересны беседы о дружбе. О силе дружбы ребята узнают сначала из народных сказок: «Храбрый баран», «Зимовье зверей», «Заячьи слёзы», «Семь Симеонов» и др.
Логическая взаимосвязь этических бесед и занятий, их эмоциональный характер, опора на жизненный опыт детей способствует тому, что дети получают знания о правилах дружбы не в готовом виде, а как бы извлекают из правильно подобранных художественных произведений, пословиц, песен, специально созданных ситуаций.
Готовя воспитанников к жизни, полной противоречий, мы обязаны дать им правильные ориентиры, подвести к осознанию того, что среди сверстников и взрослых уважают того, кто с любовью и вниманием относится к своим близким, верен дружбе, трудолюбив, честен, находчив, у кого золотые руки и доброе сердце.
Разнообразны пути воспитания у детей добрых чувств, поступков, дел и отношений. Чем больше творчества мы вкладываем в этот поиск, тем ощутимее результаты.
Особый интерес у дошкольников вызывает совместная деятельность: устройства огорода, подготовка к празднику и т. п. Всё это создаёт у детей хорошее настроение, способствует укреплению добрых товарищеских взаимоотношений, взаимопомощи, внимания друг к другу.