Папки-передвижки

Как научить ребенка старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию

Галина Кондратьева
Как научить ребенка старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Физкультурно- оздоровительный спортивный центр «ОРИОН»

Методические рекомендации для воспитателей

Как научить ребенка старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию

Разработала педагог

дополнительного образования

Кондратьева Галина Анатольевна

Темочки:

Творческое рассказывание - это речевая деятельность, результатом которой является самостоятельно придуманный детьми рассказ с новыми образами, ситуациями, действиями, сюжетом, логически построенный в определенную словарную форму, соответствующую содержанию, жанру. В этом и есть особенность творческого рассказывания.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое. Однако база закладывается с первых дней жизни, с первых песенок, потешек, прибауток, сказок и т. д.

Работа по развитию творческой речевой деятельности дошкольников должна быть последовательной, доступной, увлекательной, идущей от более простого к сложному

Например, занятия для детей 4-5 лет должны включать такие виды работ:

- Описание игрушек;

- Рассказывание по набору игрушек;

- Составление описательного рассказа;

- Описание предметов по их признакам;

- Описание и сравнение игрушек;

- Рассказывание по картине.

А занятия для детей 5-6 лет и 6-7 лет могут включать такие виды, как:

- придумать другие концовки к сказке;

- придумать другие варианты сказочных приключений;

- составлять рассказы по пословицам и поговоркам и другим малым фольклорным формам.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды:

- рассказы реалистического характера;

- сказки;

- описания природы.

Существуют приемы, которые следует использовать на занятиях по обучению детей творческому рассказыванию :

- Прием рассказывания детей вместе с педагогом по вопросам: «сочиняем» вместе с детьми.

- Составление рассказа по данному началу.

- Составление рассказа по предложенному педагогом плану.

- Составление рассказа или сказки с данными персонажами.

- Составление рассказа или сказки по опорным картинкам, мнемотаблицы.

- Придумывание детьми рассказов, меняя героев, сохраняя сюжет, или меняя сюжет, сохраняя героев, или меняя концовку.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»).

Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец, а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее — сказуемое, наличием слов-повторов («ну». «потом». , «вот». и т. д., длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.

В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4—6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями.

Из опыта можно сделать вывод, что более неинтересного занятия, чем составление рассказа по картине, нет. Тем не менее трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь рассказывать по картине. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты. С этой целью педагогами были подобраны и проверены на практике различного рода дидактические игры.

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ

на примере картины «Собака со щенками»

Игра с «подзорной трубой»

Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.

Материалы: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.

Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например, мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, елка, веревка, трава.

Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.

Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств

Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»

Цели:

— учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе;

— побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.

Примерные варианты рассказов :

1. «Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как третий щенок грызет кость, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где-то кричат и играют деревенские мальчишки».

2. «Я слышу, как собака-мама разговаривает со щенками: «Грызи кость получше, точи свои зубки. Молодец! Не то что твои братцы, которые только и знают, что играть».

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи»

Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.

Ход игры: нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».

Например:

«Здесь пахнет деревней. Дует свежий ветерок, пахнет лесом. Идет запах от свежего молока. В доме пекут хлеб и пахнет свежеиспеченным хлебом. Пахнет шерстью собак и травой на лужайке».

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»

Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.

Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».

Пример рассказа :

«Я глажу руками щенят и собаку. Шерстка у щенят мягкая и пушистая, а у собаки — жесткая и гладкая. Язычок у собаки мокрый и теплый, а нос холодный. Молоко в миске теплое, а в другой миске мясо холодное. На улице жарко, а в лесу прохладно. Прохладно и в доме у человека, и в будке собаки. Если пройти босиком, то по травке идти приятно и мягко, а по земле — жестко и больно».

Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус»

Цели:

— учить детей разделять объекты на съедобные-несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображенных на картине;

— уточнить представления о способах и продуктах питания;

— побуждать передавать в речи различные вкусовые характеристики.

Игровые действия: объекты, имеющиеся на картине, разделяются на относящиеся к растительному или животному миру. Воспитатель объясняет, кто чем и как питается. Дети ищут слова, обозначающие отношение каждого живого существа к продуктам питания (любит — не любит, вкусно — невкусно, сытый — голодный и т. п., и описывают разные способы питания (способы питания растительного, животного мира различны). Затем они описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе «Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения выбранного на картине объекта).

Примеры рассказов :

1. «Я — рыжий щенок и грызу косточку. В некоторых местах она вкусная и сладкая, а в некоторых — жесткая, и я не могу ее разгрызть. Самое вкусное для меня — это мамино молочко, но я уже умею лакать из миски. Я все время голодный».

2. «Я — ель. Расту на опушке леса. Земля тут мягкая. Мои корни берут из нее воду и всякие нужные мне вещества. Я не умею ни грызть кость, ни пить молоко. Мне это и невкусно».

Игра - составление рассказов от лица разных героев

Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

Ход занятия:

1. Предложить детям «превратиться» в кого-нибудь или во что-нибудь (целый объект или его часть, например, береза или ее ветка).

2. Выбрать специфическую характеристику объекта, например, старая береза или больная ветка.

3. Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.

Пример рассказа.

«Мудрая береза»

«Я — береза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею, и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собаками, коровой, огородом, домом. Я видела, как маленький сынишка помогал папе строить будку, и сделали они это хорошо. Хозяйка не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Я думаю, что эта семья живет счастливо и благополучно».

Игра «Путешествие на машине времени»

Цель: учить составлять рассказ об объекте с точки зрения времени его существования.

Игровое действие: ведущий выбирает объект и предлагает играющим прокатиться с ним на «машине времени», а потом рассказать о том, что было с объектом в прошлом и будет в будущем.

Правила игры:

— нельзя рассказывать о времени, когда данного объекта не было;

— не обязательно подробно рассказывать о моменте существования объекта на картине.

Пример рассказа.

«Травинка»

«Жило-было маленькое семечко. Его носило ветром по миру. И вот однажды ветер опустил его на полянку, где только что построили будку для собаки. Всю зиму семечко лежало в земле. Ему там не очень нравилось: сыро и холодно. Как хорошо, что наконец наступила весна! Из семечка выросла травинка. Она радовалась дождю, но не любила, когда на нее наступали. Самые тяжелые существа — люди. Мама-собачка полегче, но все равно ее ноги сильно приминали травинку. А легкие и мягкие лапки щенят травка даже любила. Травинке было грустно, что скоро наступит осень, а потом зима. Снег хоть и укроет ее от мороза, но все же опять будет так холодно!»

В педагогической практике обучения творческому рассказыванию можно использовать данные игровые методы обучения, а также и другие методы. Например, метод составления загадок (А. А. Нестеренко) или элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника к этому виду деятельности.

Публикации по теме:

Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаБуклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

Из опыта работы «Обучение детей творческому рассказыванию и сочинению сказок с помощью карт Проппа»Из опыта работы «Обучение детей творческому рассказыванию и сочинению сказок с помощью карт Проппа» Из опыта работы "Обучение детей творческому рассказыванию и сочинению сказок с помощью карт Проппа" Руденко Л. В. Работая с детьми, я обратила.

Конспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группеКонспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Медвежьегорского района «ПОВЕНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (ДОШКОЛЬНЫЕ.

Консультация для родителей «Как научить ребенка убирать игрушки»Консультация для родителей «Как научить ребенка убирать игрушки» Замечали ли вы,что после игры ваш малыш оставляет игрушки разбросанными по всей комнате,а то и по квартире?Приучать ребенка к уборке своих.

Консультация для родителей и педагогов «Как сделать ярким праздник для ребенка старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Как сделать ярким праздник для ребенка старшего дошкольного возраста " Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Как научить ребенка чистить зубы»Консультация для родителей «Как научить ребенка чистить зубы» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня представляю Вашему вниманию консультацию о том, как научить ребенка.

Консультация для родителей «Как научить ребенка любить театр»Консультация для родителей «Как научить ребенка любить театр» Когда знакомить ребенка с миром театра определяют сами родители,музыка,зрелищное представление и сама атмосфера театра это всегда семейное.

Консультация для родителей «Как научить ребенка рисовать?» Для детей рисование, это увлекательный процесс. И родителям важно поддерживать детское стремление к творчеству. Возникает естественный.

Консультация для родителей «Общение ребенка со сверстниками старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Общение ребенка со сверстниками старшего дошкольного возраста» Общения дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей и качественно отличается от общения со взрослыми. К 6-7 годам.

Памятка «Как научить ребенка различать цвета» Несколько советов для родителей: -начиная учить цвета, сначала акцентируйте внимание ребенка на 4 основных – красном, синем, желтом и зеленом;.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Как научить ребенка старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию
Опубликовано: 3 февраля 2024 в 22:06
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как научить ребенка старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию» (включая файлы) размещена пользователем Галина Кондратьева (УИ 2387545) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД