Галия Каримова
Как научить ребенка вежливости и хорошим манерам
▼ Скачать + Заказать документы
«Ничто не ценится так дорого и
обходится так дешево
как вежливость»
(Сервантес)
Вопросами детского этикета задаются все, кто так или иначе имеет отношение к воспитанию ребенка. Ведь именно в детском возрасте закладываются основы будущего, а вежливость и хорошие манеры способны открыть многие пути. И действительно, в качестве одного из важнейших принципов современной жизни выступает необходимость поддержания между людьми нормальных отношений, стремление избегать конфликтов, а уважение с вниманием можно заслужить только с соблюдением сдержанности и вежливости.
Публикация «Как научить ребенка вежливости и хорошим манерам» размещена в разделах
Из опыта своей работы в детском саду я знаю, что самой первой заповедью для такого обучения выступает «будь вежливым сам!» Я не видела семей, где дети были бы более вежливы, чем родители. Детям нужно как можно раньше начинать разъяснять, что такое хорошо и что такое плохо при общении с окружающими.
Словарь определяет вежливость как нравственную и поведенческую категорию, черту характера. Обычно под вежливостью понимается умение тактично и уважительно общаться с людьми, готовность к нахождению компромисса, умение выслушивать противоположные точки зрения. Хорошие манеры воспитываются с детства, среди них особенно ценят скромность, сдержанность, тактичность, внимательность и т. д. Манеры относят к культуре поведения людей, их регулирует этикет.
При обучении ребенка вежливости и хорошим манерам крайне важно дать ребенку понять, что нормы поведения являются не только формальностью, они радуют родителей и воспитателей. При работе в группе я стараюсь обратить внимание на каждое проявление хороших манер со стороны детей, отметить его одобрительной улыбкой, похвалой. Вежливость, хорошие манеры нужно воспитывать в процессе повседневной жизни ребенка, при проведении режимных моментов. Например, очень важно обращать внимание на поведение за столом, игровое поведение, общение детей на детской площадке.
Для воспитания я проигрываю ситуацию с детьми на игрушках, причем делаю это не только в специально организованных играх, но и отслеживаю в любых игровых ситуациях. Дети с удовольствием включаются в объяснения правил вежливости для любимых игрушек. Такие кукольные спектакли, как «Магазин», «Гости», «Путешествие» можно считать великолепной игрой для отработки хороших манер.
Игра «Детская площадка» позволяет малышам узнать новые способы реагирования на «отнимание игрушки», где драться вовсе не обязательно, ведь вежливым будет предложение другой игрушки в обмен, использование «волшебных слов», обращение к маме за помощью.
Часто использую с детьми игры «Во взрослых», когда ребенок ведет себя как взрослый, общаясь с невоспитанным малышом – игрушкой или самим воспитателем. Дети отлично понимают, как такое поведение некрасиво и неприятно, ведь ситуация, доведенная до абсурда, оказывается для детей смешной и недопустимой. Хорошим методом является «Чтение с комментариями», когда в процессе чтения книг предугадываются, объясняются и обсуждаются поступки героев.
Обязательно провожу работу с родителями – организую специальные родительские собрания, а также работаю индивидуально. Целью родительских собраний является повышение педагогической компетентности родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников, анализ собственного поведения в отношении к ребенку, обучение совместным играм по воспитанию вежливости с детьми. Индивидуальный подход позволяет разобрать с родителями те или иные конкретные ситуации, помочь им обучить детей хорошим манерам. Родители не должны забывать, что воспитание хороших манер необходимо начинать с создания семейной атмосферы – терпимой, сочувственной, доброй, ласковой.
Нужно помнить о том, что хороший вкус также относится к хорошим манерам. Важно, чтобы дети были окружены хорошей музыкой, добрыми книгами, мультфильмами, передачами. В этом случае воспитывается тонкость, скромность, культура поведения, умение сочувствовать и думать.
И действительно, этикет можно назвать своеобразной психологической гигиеной, когда соблюдение простейших правил приводит к здоровому поведению детей, к возможности осуществлять разумные и добрые взаимодействия при общении с другими детьми. Вежливость и хорошие манеры – возможность воспитать детей счастливыми людьми, уверенными в себе, способными к успешному разрешению жизненных проблем, приятными в общении, богатыми деловыми и дружескими связями.
Список литературы
1. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Весёлый этикет. – Екатеринбург: «Литур», 2014.
2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников [3-7 лет] : метод. пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 76 с.
3. Васильева-Гангнус Л. П. Азбука вежливости : [для детей]. – М. : Педагогика, 2014.
4. Дорофеев Ю. Г. Уроки этики, или поучительные истории о поступках хороших и поступках плохих. – М. : Мозаика-Синтез, 2013.
5. Духовно-нравственное воспитание дошкольников (по материалам период. печати) : виртуальная выставка [Электронный ресурс] // Моск. городской пед. ун-т : [сайт]. – М., 2015.
6. Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях : VI Междунар. науч. -практ. конф., 10 апр. 2013 г. : [материалы] : сб. науч. ст. / Междунар. акад. наук пед. образования, Ин-т развития образоват. технологий, Ин-т инновац. деятельности в образовании Рос. акад. образования ; под общ. ред. Г. П. Новиковой. - М. ; Пушкино : Канцлер, 2013.
7. Лескина И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / И. Лескина, Н. Станкевич, Л. Соколова // Дошк. восп. – 2014. – № 2. – С. 79–86.
8. Сибли Л. Как научить ребенка искусству общения. М. : Триада, 2010