Папки-передвижки

Консультация «Как научить ребенка отгадывать загадки»

Татьяна Цыбулько
Консультация «Как научить ребенка отгадывать загадки»
▼ Скачать + Заказать документы

Как научить ребенка отгадывать загадки

Загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать. Загадка

— это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее

в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого

вопроса).

Умение отгадывать загадки – один из мощнейших способов развития мышления ребенка.

Загадка — это логическая задача, облеченная в метафорическую форму. Она развивает

Публикация «Консультация „Как научить ребенка отгадывать загадки“» размещена в разделах

такие мыслительные операции как, анализ, синтез, сравнение. А так же воображение,

речь, обогащает словарный запас, развивает познавательную мотивацию, интерес к слову.

Дети научаются отгадывать загадки не сразу. Их типичные ошибки заключаются в

следующем: дети не дослушивают загадку до конца и торопятся скорее дать ответ; не

могут выделить самый главный признак из тех, что описывается в загадке; сознательно

опускают один из признаков, если он мешает предполагаемой отгадке.

Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс

и результат этого своеобразного состязания. Однако, чтобы процесс отгадывания загадки

имел развивающий эффект, необходимо сформировать у ребенка определенные умения.

Как же учить детей отгадывать загадки?

1. Прежде всего нужно научить ребенка выделять указанные в загадке признаки

неизвестного объекта и сопоставить эти признаки между собой. Неумение

выполнять эти действия затрудняют поиск правильного ответа. Для правильного,

хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять все признаки,

названные в загадке.

2. С раннего детства нужно учить малыша внимательно рассматривать окружающие

предметы, определяя их форму, цвет, величину. Без этого не обойтись, т. к. загадки

основаны на описании конкретных признаков предметов и явлений.

3. Загадывать загадки детям 3-5 лет лучше тогда, когда отгадываемый предмет

находится в поле зрения малыша. Словесное описание загадки поможет найти

нужный предмет среди окружающих вещей (в книгах этой цели служат картинки)

4. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) дети начинают понимать и активно

использовать в речи образные сравнения: снег – словно белая скатерть, и т. д. Чем

чаще Вы будете использовать в речи подобные выражения, тем легче будет

ребенку отгадывать загадки, т. к. они построены не только на описании признаков,

но и на сравнении.

5. Для старших дошкольников подходят загадки, которые содержат характеристику

самых существенных признаков, загадки, построенные на отрицании (” Не лает, не

кусает, а в дом не пускает “) и загадки, включающие сравнения (” За бабушкиной

избушкой висит хлеба горбушка, собаки лают, а достать не могут “.)

Важно, чтобы ребенок не только находил правильную отгадку, а мог пояснить,

аргументировать свой выбор. Поэтому чаще задавайте вопрос “Почему?”, ” Как ты

догадался?”. Если же отгадка не найдена – вернитесь к тексту загадки, прочтите ее еще

раз и порассуждайте, все ли описываемые признаки подходят к предполагаемой отгадке.

Если ребенок затрудняется найти решение, не сообщайте отгадку сразу и не

растолковывайте ответ даже в том случае, когда ребенок просит об этом.

Не забывайте, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был

правильно найден правильный ответ, как результат правильного умозаключения. Быстрые

подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и

постепенно теряет интерес к загадкам вообще.

В таких случаях к ответу следует подводить постепенно. Прочтите еще раз и

попросите ребенка назвать, что именно нужно искать.

Рассмотрим для примера следующую загадку :

На четырех ногах стою

Ходить же вовсе не могу.

На мне ты любишь отдыхать,

Когда устанешь ты гулять.

(кровать)

Читаем первую строчку (один признак) загадки :

На четырех ногах стою…

Предлагаем ребенку подумать, кто или что может стоять на четырех

ногах, дети называют животных: лошадь, медведь… и предметы: стол,

стул…продолжаем чтение загадки

Ходить же вовсе не могу.

Какой вывод можно сделать (что это неодушевленные предметы). Дети

вспоминают предметы, обладающие двумя перечисленными признаками:

стол, стул, шкаф, диван, кровать и т. д. Затем заканчиваем чтение загадки :

На мне ты любишь отдыхать,

Когда устанешь ты гулять.

И дети сразу же называют отгадки : кровать, диван, кресло, стул.

Каждый из этих предметов является отгадкой.

Вот несколько советов, которые помогут сделать отгадывание загадок интересным

семейным занятием.

Чтобы отгадывание загадок сопровождалось рассуждением и доказательством,

ставьте перед ребенком конкретную задачу : не просто отгадать, а доказать, что

ответ верный.

Для детей младшего дошкольного возраста предложите в качестве зрительной

опоры рисунки отгадок. Сравните загаданные признаки и иллюстрацию. Дети

постарше уже могут воспринимать загадку на слух. Повторите загадку несколько

раз, чтобы лучше запомнить. Задавая вопросы, помогите ребенку выделить

загаданные признаки, установить связи между ними, понять, как построена

загадка — на прямом описании, на отрицании, на скрытом сравнении.

Если ребенок затрудняется с ответом, помогите ему наводящими вопросами

построить ход рассуждения и сделать вывод. Подсказки лишают ребенка

возможности размышлять над отгадкой самому, постепенно ребенок привыкнет

к готовым ответам и потеряет интерес к загадкам.

Загадывайте загадки про вещи, которые ребенку знакомы.

Развивайте любознательность ребенка с помощью загадки.

Например, перед прогулкой загадайте такую загадку : Зелена, а не луг. Бела, а не

снег. Кудрява, а без волос. А во время прогулки направляйте внимание ребенка,

рассуждайте вместе. Так же можно знакомиться с бытовыми предметами, явлениями

природы.

Отгадывание загадок с последующим доказательством их правильности

оттачивает и дисциплинирует ум, приучая ребенка к четкой логике, к

рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность

к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы,

умозаключения. Сложность загадки зависит от того, насколько знакомым для

ребенка является сам засекреченный объект и сообщаемые о нем признаки.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно разговаривать с пользой»Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно разговаривать с пользой» Родители считают, что эффективность занятий зависит от педагога. На практике же вы можете иметь самый передовой опыт, проводить самую.

Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами»Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами» Работа с ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы,.

Консультация для родителей «Как научить ребенка убирать игрушки»Консультация для родителей «Как научить ребенка убирать игрушки» Замечали ли вы,что после игры ваш малыш оставляет игрушки разбросанными по всей комнате,а то и по квартире?Приучать ребенка к уборке своих.

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре»Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре» Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре» Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте.

Консультация для родителей и педагогов «Как научить ребенка видеть проблему?» Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. «Посмотрите на мир чужими.

Консультация для родителей «Как детей научить отгадывать загадки» Загадка-это одна из форм устного народного творчества. В загадке описывается какой-либо предмет или явление, как правило, в стихотворной.

Консультация для родителей «Как научить ребенка чистить зубы»Консультация для родителей «Как научить ребенка чистить зубы» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня представляю Вашему вниманию консультацию о том, как научить ребенка.

Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво» Воспитатель: Дорман Елена Александровна. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Идет естественный и активный процесс.

Консультация для родителей «Как научить ребенка любить театр»Консультация для родителей «Как научить ребенка любить театр» Когда знакомить ребенка с миром театра определяют сами родители,музыка,зрелищное представление и сама атмосфера театра это всегда семейное.

Консультация для родителей «Как научить ребенка застегивать пуговицы на одежде» Ребенку проще дается расстегивание пуговиц, чем их застегивание. Знакомство малыша с пуговицей, как правило, с того и начинается: он с ней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как научить ребенка отгадывать загадки»
Опубликовано: 22 марта 2022 в 18:40
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как научить ребенка отгадывать загадки»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Цыбулько в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД