Татьяна Цыбулько
Консультация «Как научить ребенка отгадывать загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить ребенка отгадывать загадки
Загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать. Загадка
— это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее
в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого
вопроса).
Умение отгадывать загадки – один из мощнейших способов развития мышления ребенка.
Загадка — это логическая задача, облеченная в метафорическую форму. Она развивает
Публикация «Консультация „Как научить ребенка отгадывать загадки“» размещена в разделах
такие мыслительные операции как, анализ, синтез, сравнение. А так же воображение,
речь, обогащает словарный запас, развивает познавательную мотивацию, интерес к слову.
Дети научаются отгадывать загадки не сразу. Их типичные ошибки заключаются в
следующем: дети не дослушивают загадку до конца и торопятся скорее дать ответ; не
могут выделить самый главный признак из тех, что описывается в загадке; сознательно
опускают один из признаков, если он мешает предполагаемой отгадке.
Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс
и результат этого своеобразного состязания. Однако, чтобы процесс отгадывания загадки
имел развивающий эффект, необходимо сформировать у ребенка определенные умения.
Как же учить детей отгадывать загадки?
1. Прежде всего нужно научить ребенка выделять указанные в загадке признаки
неизвестного объекта и сопоставить эти признаки между собой. Неумение
выполнять эти действия затрудняют поиск правильного ответа. Для правильного,
хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять все признаки,
названные в загадке.
2. С раннего детства нужно учить малыша внимательно рассматривать окружающие
предметы, определяя их форму, цвет, величину. Без этого не обойтись, т. к. загадки
основаны на описании конкретных признаков предметов и явлений.
3. Загадывать загадки детям 3-5 лет лучше тогда, когда отгадываемый предмет
находится в поле зрения малыша. Словесное описание загадки поможет найти
нужный предмет среди окружающих вещей (в книгах этой цели служат картинки)
4. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) дети начинают понимать и активно
использовать в речи образные сравнения: снег – словно белая скатерть, и т. д. Чем
чаще Вы будете использовать в речи подобные выражения, тем легче будет
ребенку отгадывать загадки, т. к. они построены не только на описании признаков,
но и на сравнении.
5. Для старших дошкольников подходят загадки, которые содержат характеристику
самых существенных признаков, загадки, построенные на отрицании (” Не лает, не
кусает, а в дом не пускает “) и загадки, включающие сравнения (” За бабушкиной
избушкой висит хлеба горбушка, собаки лают, а достать не могут “.)
Важно, чтобы ребенок не только находил правильную отгадку, а мог пояснить,
аргументировать свой выбор. Поэтому чаще задавайте вопрос “Почему?”, ” Как ты
догадался?”. Если же отгадка не найдена – вернитесь к тексту загадки, прочтите ее еще
раз и порассуждайте, все ли описываемые признаки подходят к предполагаемой отгадке.
Если ребенок затрудняется найти решение, не сообщайте отгадку сразу и не
растолковывайте ответ даже в том случае, когда ребенок просит об этом.
Не забывайте, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был
правильно найден правильный ответ, как результат правильного умозаключения. Быстрые
подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и
постепенно теряет интерес к загадкам вообще.
В таких случаях к ответу следует подводить постепенно. Прочтите еще раз и
попросите ребенка назвать, что именно нужно искать.
Рассмотрим для примера следующую загадку :
На четырех ногах стою
Ходить же вовсе не могу.
На мне ты любишь отдыхать,
Когда устанешь ты гулять.
(кровать)
Читаем первую строчку (один признак) загадки :
На четырех ногах стою…
Предлагаем ребенку подумать, кто или что может стоять на четырех
ногах, дети называют животных: лошадь, медведь… и предметы: стол,
стул…продолжаем чтение загадки
Ходить же вовсе не могу.
Какой вывод можно сделать (что это неодушевленные предметы). Дети
вспоминают предметы, обладающие двумя перечисленными признаками:
стол, стул, шкаф, диван, кровать и т. д. Затем заканчиваем чтение загадки :
На мне ты любишь отдыхать,
Когда устанешь ты гулять.
И дети сразу же называют отгадки : кровать, диван, кресло, стул.
Каждый из этих предметов является отгадкой.
Вот несколько советов, которые помогут сделать отгадывание загадок интересным
семейным занятием.
Чтобы отгадывание загадок сопровождалось рассуждением и доказательством,
ставьте перед ребенком конкретную задачу : не просто отгадать, а доказать, что
ответ верный.
Для детей младшего дошкольного возраста предложите в качестве зрительной
опоры рисунки отгадок. Сравните загаданные признаки и иллюстрацию. Дети
постарше уже могут воспринимать загадку на слух. Повторите загадку несколько
раз, чтобы лучше запомнить. Задавая вопросы, помогите ребенку выделить
загаданные признаки, установить связи между ними, понять, как построена
загадка — на прямом описании, на отрицании, на скрытом сравнении.
Если ребенок затрудняется с ответом, помогите ему наводящими вопросами
построить ход рассуждения и сделать вывод. Подсказки лишают ребенка
возможности размышлять над отгадкой самому, постепенно ребенок привыкнет
к готовым ответам и потеряет интерес к загадкам.
Загадывайте загадки про вещи, которые ребенку знакомы.
Развивайте любознательность ребенка с помощью загадки.
Например, перед прогулкой загадайте такую загадку : Зелена, а не луг. Бела, а не
снег. Кудрява, а без волос. А во время прогулки направляйте внимание ребенка,
рассуждайте вместе. Так же можно знакомиться с бытовыми предметами, явлениями
природы.
Отгадывание загадок с последующим доказательством их правильности
оттачивает и дисциплинирует ум, приучая ребенка к четкой логике, к
рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность
к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы,
умозаключения. Сложность загадки зависит от того, насколько знакомым для
ребенка является сам засекреченный объект и сообщаемые о нем признаки.