Ия Валерьевна Болгова
Консультация «Как научить ребенка читать!»
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить ребенка читать быстрее
Часть советов можно назвать «гигиеной чтения». Выполняя их, читающий ребёнок сразу увеличит технику чтения на 5-10 слов в минуту!
Большинство современных детей не любят читать. Причин этому множество. Одна из них – неумение читать быстро. Медленное чтение напоминает пытку - ребенок вымученно читает заданный текст, запинается о трудные слова, не воспринимает смысл прочитанного, возвращается к началу, теряя всякую любовь к самому процессу чтения.
Публикация «Консультация „Как научить ребенка читать!“» размещена в разделах
Под силу ли родителям научить ребенка читать быстро и осмысленно?
Конечно, да. Если у вас есть время и желание, если вы не хотите тратить семейный бюджет на репетитора и действительно готовы помочь своему чаду, познакомьтесь с приемами беглого чтения.
О минусах методик скорочтения
Существуют специальные методики скорочтения, освоив которые, можно читать целыми абзацами и быстро находить нужную информацию из текста. Но мы не будем сегодня о них говорить по нескольким причинам.
Во-первых, скорочтение – это угадывание общего смысла текста с отбрасыванием его ненужных фрагментов. При таком чтении не обогащается словарный запас ребенка, развитие устной речи происходит на низком уровне.
Во-вторых, спешка при чтении создает проблемы при письме.
В-третьих, обучать ребенка по таким методикам желательно не ранее 14-летнего возраста, когда сформирован навык осмысленного чтения.
Итак, что же сделать, чтобы ребенок стал читать быстро?
• Готовимся к чтению текста заранее
Перед тем, как приступить к чтению, необходимо снять возможные трудности.
Не поленитесь сами прочитать заданный текст. Есть ли в нем непонятные для ребенка слова, подготовьте ребёнка к их восприятию.
Есть ли в тексте труднопроизносимые слова
(к примеру те, что содержат на стыке несколько согласных звуков). Выпишите их (печатным шрифтом) и вместе прочитайте.
• Работайте над дикцией
Используйте скороговорки, пословицы, поговорки, произносите их быстро и медленно, громко и тихо, весело и грустно. Обращайте внимание на четкость произношения окончаний слов.
Перед чтением ОЧЕНЬ полезно выпить воды и, например, сказать знакомую скороговорку раза три (умыть и разбудить, разогреть, расшевелить речевой аппарат).
• Расширяем угол зрения
Бывает, что ребенок захватывает зрением лишь одну-две буквы, а нужно научить видеть слово целиком.
Для расширения угла зрения можно использовать таблицы Шульте: начертите квадрат и разделите его на несколько ячеек, в каждую напишите цифры в произвольном порядке. Задача ребенка – находить эти цифры по порядку, показывая карандашом. Количество ячеек с цифрами с каждым занятием нужно увеличивать.
С этой же целью полезно подбирать упражнения на увеличение слов в предложении, к примеру:
Кот
серый кот
большой серый кот
большой серый, пушистый кот
У Бориса большой серый, пушистый кот.
• Чтобы перейти от слогового чтения к чтению целыми словами, давайте ребенку задание найти на открытой странице текста определенное слово (затем – словосочетание, предложение).
• Не возвращаемся к прочитанному слову (слогу)
1. Чтобы устранить возвратное движение глаз (регрессию, можно использовать маленькую закладку - ребёнок прочитывает слово, а мы закрываем его
2. С самого начала обучения учим малыша «держать» читаемое пальцем! Для кого-то это слог, для другого - слово, для третьего - строка.
2. Еще один прием (используемый в методиках скорочтения) : родитель читает, а ребенок следит пальчиком по тексту, затем воспроизводит текст самостоятельно.
Либо: родитель читает текст, а ребенок вторит ему – читает вслед за ним, отставая на одно слово.
• Читаем негромко.
Артикуляция снижает темп чтения. Не стоит избавляться от артикуляции полностью, достаточно подавлять ее, когда нужно прочитать что-то быстро.
Замечено, что человек не проговаривает слова, когда читает с увлечением. Выходит, что ребенку нужно подбирать интересный для него материал или создать какую-то интригу, проблемную ситуацию и т. п. А вот выразительность отрабатывают на знакомом тексте.
• Развиваем оперативную память
Оперативная память отвечает за запоминание каких-то сведений, необходимых на время. Если ваш ребенок читает второе слово в предложении, а первое уже не помнит, значит, этот вид памяти необходимо у него развивать.
Для совершенствования оперативной памяти малышей используйте игры. К примеру, расставьте перед ребенком несколько игрушек. Пока он закроет глаза, поменяйте их местами или добавьте еще одну игрушку. Ребенок должен ответить, что изменилось, либо вспомнить и назвать все игрушки по порядку.
Младшим школьникам помогут зрительные диктанты И. Т. Федоренко. Они представляют собой тексты из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Количество букв в предложениях возрастает от 8 до 46. Спустя 2 месяца применения данных диктантов, оперативная память ребенка развивается настолько, что он может легко запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая ранее прочитанное. Школьник быстро улавливает смысл текста, читает с интересом.
Работать с диктантами И. Т. Федоренко просто: показываем ребенку первое предложение на 5-7 секунд, школьник читает и записывает его по памяти. Далее тоже самое делаем со вторым и последующими предложениями. За 5-10 минут ребенок записывает 6 предложений.
Тексты зрительных диктантов И. Т. Федоренко можно найти во всемирной сети, и если учитель не использует их в практике, смело применяйте их сами.
• Концентрируем внимание
Не все взрослые люди могут сосредоточиться на тексте при включенном телевизоре, радио и др. Ребенку еще сложнее сконцентрировать внимание, он отвлекается, перечитывает абзацы текста вновь и вновь.
Чтобы научить подопечного не реагировать на внешние раздражители, с раннего возраста не давайте ребенку заниматься в полной тишине. Изредка отвлекайте его вопросами, включайте тихую музыку, позволяйте слушать пение птиц из окна или шум транспорта.
Помогут сконцентрироваться задания к тексту: «Найди лишнее», «Исправь ошибки», «Кто прав?» и др.
• Читаем понемногу, но часто.
Известно, что для развития быстроты чтения важна частота, а не длительность упражнений. Поэтому читать лучше 3-4 раза в день по несколько минут.
Для чтения необязательно использовать только книгу, пишите ребенку записки, списки с поручениями, инструкции, обращайте его внимание на надписи витрин магазинов, уличную рекламу и т. д.
• Верить ли нормам?
Не расстраивайтесь, если ребенок прочитал контрольный текст со скоростью ниже установленных норм. В идеале скорость чтения должна приближаться к темпу речи. А если ребенок – флегматик, то читать он будет медленнее своего сверстника-холерика.
Итак, быстрое чтение позволяет ребенку совладать с большим объемом информации, которую предлагает школа.
Бегло читающие дети обычно успешно учатся по всем предметам.
Не стоит забывать, что скорое чтение хорошо тогда, когда оно осмысленно.