Виктория Бодрая
Консультация «Как научить ребенка читать»
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить ребёнка читать?
Заниматься с малышом нужно регулярно, но недолго: для начала 5 - 10 минут в день будет достаточно, позже его можно продлить до 30 минут. Занятие должно обязательно проходить в виде игры, тогда вашему ребёнку будет легко и очень интересно.
Для того чтобы освоить технику чтения без особых проблем, сначала нужно хорошо выучить все буквы. Начать легче всего с кубиков: картинки, изображённые на них, помогут малышу узнать знакомый предмет, и с вашей помощью он научится называть букву, дом - Д, кукла - К. Потом поиграйте с малышом, предложите ему найти букву Д, но не спешите подсказывать. Дайте малышу возможность самостоятельно отыскать кубик с этой буквой, ну а если у него пока не получится, то подскажите ему что буква Д - это домик.
Публикация «Консультация „Как научить ребенка читать“» размещена в разделах
После изучения букв с помощью кубков ещё слишком рано переходить к чтению, так как каждая буква ассоциируется у малыша с определённой картинкой. Если вы в гостях покажите малышу уже знакомую ему букву, но с другой картинкой, то он не сможет назвать её. В дальнейшем малышу будет очень трудно читать, так как прежде, чем назвать букву, он будет мысленно вспоминать именно свою картинку на кубике, повторять её название про себя, а только потом, вспомнив букву называть её в слух. Именно из-за этого малыш, знающий в 3 года все буквы по кубикам, в начальных классах может читать очень медленно.
Поэтому, изучить буквы по кубикам нужно не только с помощью картинок, но и с помощью всех родных, друзей и просто знакомых вашей семьи. Показывая малышу букву М, скажите ему, что это - мама, П - папа, Р - Рома, твой друг. Главное, чтобы ваш малыш очень хорошо знал того человека, с которым вы связываете ту или иную букву. Затем можно продолжить играть, предложите малышу найти мамину буковку или папину, не называя букву. Когда он найдёт её, то обязательно вместе с малышом произнесите вслух: "Мамина буква М".
Позже начните складывать из кубиков вместе с малышом простые слова: мама, папа и т. д. Это ещё нельзя назвать чтением, но зато потом вашему крохе будет намного легче.
Даже если малыш уже очень хорошо освоил буквы на кубиках, ещё не время приступать к чтению. Сначала нужно приобрести первую книгу для вашего малыша - Азбуку. Нужно подобрать такую книгу, в которой побольше новых картинок, изображённых рядом с уже знакомыми для вашего малыша буквами. Например, если на кубике с буквой К была изображена кукла, то в азбуке на эту же букву К изображён кот. Это поможет вашему малышу легче узнавать именно букву не только с помощью изученного ранее изображения на кубике. Хорошо, если на каждой странице есть не только картинка для данной буквы, но и маленькое четверостишье из слов, начинающихся на эту букву. Ежедневно перед сном, повторяя с малышом изученные буквы, не забудьте прочитать ему и маленькое четверостишье. Это понравится вашему малышу так же, как и чтение сказок перед сном, и поможет ему закрепить уже пройденный материал, изученные им буквы.
Вот теперь, после того как изучен весь алфавит, можно начинать учить ребёнка читать. Для того, чтобы приступить к изучению и освоению техникой чтения, нужно приобрести вторую книгу. В начале такой книги для чтения должны быть расположены слоги, начинающиеся на какую-то определённую букву, потом простые слова из них, затем более сложные слова, а в конце - небольшие предложения, составленные из этих слов.
Очень удобно, когда первые слоги изображены так: от первой буквы к другой нарисованы маленькие следы или маленький бегущий мальчик. Изучая слог, например, -ма, легко можно объяснить малышу, что буковка М пошла в гости к буковке А, получилось -ма. Или что мальчик Миша - М, пошёл в гости Ане - А и получилось -ма.
Затем можно приступать к чтению первых простых слов, составленных из изученных уже слогов: ма-ма, па-па. Читая первые простые слова, не забывайте повторять с малышом буквы, чтобы ему потом было легче перейти к более длинным и сложным словам.
Предложения в конце книги, составленные из прочитанных слов, должны быть не очень большими и содержать информацию, знакомую и понятную для малыша. Хорошо, если рядом с такими предложениями есть картинки, на которых нарисовано то, про что написано в данном предложении. Это поможет малышу понять, что его усилия не напрасны, и с огромной радостью осознать то, что он абсолютно правильно прочитал это предложение.
Изучив технику чтения по слогам, можно переходить к чтению слов и предложений, не разбитых на слоги. Для этого нужно купить новые книжки с маленькими четверостишьями или рассказами.
Читая с малышом маленькие четверостишья, вы можете развивать не только чтение, но и логику мышления, и даже память. Возле каждого стишка, так же, как и во второй книжке возле предложений, должна быть нарисована картинка с изображением событий, происходящих в этом четверостишье.
Например, прежде чем приступить к чтению такого четверостишья: Под корягой в буреломе Спит медведь, как будто в доме. Положил он палец в рот И, как маленький, сосёт. сначала нужно детально изучить всё, что изображено на картинке рядом с ним. Спросите своего ребёнка про то, кто нарисован на картинке? (медведь) Где он сидит? (под корягой) Что он делает? (спит) А ещё? (сосёт палец). Прочитав первую строку, вместе повторите её в слух, прочитав вторую строчку, вместе повторите уже две строки, и первую и вторую.
Вашему малышу понравятся все четверостишья из маленькой книжки, если они будут интересными и понятными для него, он с радостью прочитает и даже запомнит их наизусть. А когда к вам в гости кто-то придет, ваш малыш с гордостью прочитает эти стихи для них. Иногда малыши забывают какое-то сложное или не совсем понятное для них слово (например, "в буреломе"). Не спешите подсказывать его, а просто скажите своему ребёнку о том, что он уже большой и умеет самостоятельно читать. Это подбодрит его и он, прочитав слово, которое забыл, легко вспомнит всё продолжение стишка. Каждый день читайте вместе новые четверостишья, повторяйте уже прочитанные раньше и обязательно читайте их своим гостям.
К первым сказкам лучше перейти немного позже, чем к четверостишьям, так как пока малышу будет трудно понять и осознать большой объём информации. Не забывайте просить вашего ребёнка рассказать вам свои словами то, что он прочитал. Это очень хорошо тренирует память, а также положительно влияет на развитие личности вашего ребёнка. И ещё не забывайте в процессе обучения чтению хвалить своих детей за их пусть ещё пока маленькие, но уже достижения. Это поможет им развить не только технику чтения, но также уверенность в себе, и в своих силах. Не забывайте, вашему малышу всегда нужна ваша поддержка и ваша любовь!
Чем занять ребенка в пути-дороге.
Если у вас заняты руки, нет возможности записывать.
Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, на самолете. "Одинокие" взрослые долгий путь выдержать благополучно: найдут себе занятие, наверняка, будут отсыпаться. А что делать мамам и папам в пути? Конечно, развлекать детей и себя. Чем? Давайте поделимся идеями! У меня есть несколько идей занятий в пути.
Если у Вас заняты руки (вы ведете машину, нет возможности писать, читать.
Идея № 1.
Петь! Да, петь все, что знаете и помните.
Идея № 2.
Петь! Усложненный вариант. Петь на заданную тему. То есть, объявив тему, каждый игрок (или группа игроков) поет несколько строк из песни, где упоминается ключевое слово - тема. Проиграет тот, кто первый не вспомнит песни.
Примеры.
Тема: ДРУЖБА.
Игрок 1.
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
Вот, что значит настоящий, верный друг.
Игрок 2.
Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так…
Игрок 3.
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
Веселые соседи,
Хорошие друзья.
Тема: ДОРОГА.
Игрок 1.
Эх, дороги. Пыль, да туман…
Игрок 2.
Дорога дальняя, да ночка лунная…
Игрок 1.
Ты в дальнюю дорогу
Возьми с собой друзей.
Они тебе помогут
И с ними веселей.
Игрок 2.
А дорога серою лентою вьется,
Залито дождем смотровое стекло…
Идея № 3.
Петь! Очень сложный вариант. Нужно взять простенькую, детскую песенку. Во время пения в ней заменять все существительные фразой "ля-ля". Проиграет тот, у кого песенка получится короче. Попробуйте. Начните с любимого Кузнечика в траве.
В ля-ля сидел ля-ля-ля.
В ля-ля сидел ля-ля-ля.
Совсем как ля-ля-ля-ля.
Зелененький он был…
Получилось? А теперь к скрытым существительным добавьте глаголы и пойте вместо них па-па. Та же песенка
В ля-ля па-па ля-ля-ля.
В ля-ля па-па ля-ля-ля.
Совсем как ля-ля-ля-ля.
Зелененький он па…
Можно скрывать прилагательные, местоимения… Заодно и повторите с ребенком части речи.
Возможные сложность для родителей: вспомнить хоть какие-нибудь песни или выучить одну. Здесь Вам на выручку придет раздел "Песни и ноты" на "Солнышке".
Идея № 4.
По очереди вспоминать названия литературных произведений, мультфильмов, пословицы, крылатые выражения, в которых есть числа.
Например:
- Три поросенка.
- У семи нянек дитя без глаза.
- Трое в лодке не считая собаки.
- Семь раз отмерь - один раз отрежь.
Идея № 5.
Нужно определить фразу, а потом ее же сказать другими словами. У детей получаются удивительные предложения. Расширяется словарный запас не только ребенка, но и родителей.
Пример.
По дороге быстро проехала машина.
По шоссе промчался автомобиль.
По трассе пронеслось транспортное средство.
По асфальту пробежала машина.
Если есть возможность записывать, пригодятся следующие идеи >>>
Главное! Не забудьте из отпуска привести природный материал, который вам приглянется: шишки, желуди, листочки, травинки, коряжки, ракушки, камушки, мох. Все-все пригодится зимой для изготовления поделок.