Департамент труда и социальной защиты
Как настенный театр помогает детям с аутизмом социализироваться
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
Для ребенка с расстройством аутистического спектра найти и наладить контакт с окружающими – задача непростая. В особом семейном центре «Роза ветров» работает настенный театр «Звездочка ИА», занятия в котором помогают таким детям выстраивать коммуникацию. Как это происходит, рассказывает воспитатель учреждения Ирина Ларкина.
Наедине со сказкой
В репертуаре настенного театра «Звездочка ИА» накопилось немало постановок: «Пять медведей и маленькая чашечка», «Как Лосяш морковку тянул», «Дашин хоровод», «Собакин колокольчик», «Белочка и орешек», «Розовая сказка», «Голубая сказка», «Желтая сказка».
Публикация «Как настенный театр помогает детям с аутизмом социализироваться» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Идея такого формата появилась неслучайно: стену педагоги выбрали в таком помещении, где пространство позволяет собраться в дружной компании для показа спектакля или, наоборот, остаться наедине со сказкой, что очень важно для ребенка с аутизмом.
Настенный театр из ковролина поделен на зоны, где персонажи ждут своего выхода. Сцена продумана так, чтобы ребенок любого роста мог легко стать участником сказки в любом месте. Актеры театра – разных цветов и размеров объемные мягкие игрушки, на которых есть липучка, с ее помощью они легко крепятся на стену.
«Неспроста были выбраны не плоскостные, а объемные игрушки: с ними удобно, легко, их приятно ощущать и просто прикреплять на стену. Девочкам очень нравится самостоятельно выбирать предметы для своих постановок», – рассказывает воспитатель Ирина Ларкина и признается, что игрушки для театра педагоги собирают и мастерят уже не первый год – персонажей для всем известных или придуманных детьми сказок должно быть много.
Катя, воспитанница центра, очень любит цветные сказки и выбирает коробочки с игрушками одного цвета: желтый, красный, оранжевый, зеленый. Больше всего ей нравится «Розовая сказка»: в ней собраны игрушки только розового цвета – мяч, поросенок, туфелька, мышка, ракета, фламинго. Она выбирает предметы и выкладывает в том порядке, что ей близок, попутно рассказывая или пропевая сюжет, который ей импонирует.
«Иногда к детям спускается Звездочка ИА, мягкая игрушка-звезда, и просит их рассказать ее любимую историю. Сказки всегда авторские, живые: это могут быть рассказы воспитательного характера, где мы с Лосяшем дружно тянем морковку или помогаем Белочке найти ее орех, могут быть цветные сказки, тихие и шумные истории – они всегда разные и очень увлекают за собой девочек», – отмечает Ирина.
Искусство – путь к открытию
Формат настенного театра помогает постепенному развитию терпимости ребенка к среде сверстников, обучению его тому, как радоваться компании других детей.
Это ненавязчивый способ объяснить детям понятия и правила в форме короткой истории. После разыгранного спектакля девочка сможет практиковать навык из сказки в реальности: в игре с детьми или в похожей на сюжет ситуации. Кроме того, событие можно создать искусственно, чтобы у ребенка была возможность для общения с людьми.
Педагоги подчеркивают: самое главное, что ребенок постепенно учится тому, что коммуникация с другим человеком может быть источником веселья. С помощью игровой театральной деятельности они побуждают малоподвижных детей к двигательной активности, уточняют правила поведения, закрепляют названия цветов и предметов, учат проговаривать слова, подключать активное воображение.
«Наш настенный театр – это островок дружбы, уединения, доброты, здесь хорошо вместе и одному. Можно шуметь и бросать игрушки или тихонечко выкладывать свою сказку, а Звездочка ИА всегда рада рассказать или послушать новые истории», – подытоживает воспитатель особого семейного центра Ирина Ларкина.
Рекомендации для развития навыков коммуникации у ребенка с аутизмом:
• Следуйте за ребенком и тем, что ему интересно и любопытно, не руководите им. Позвольте ему самому выбирать себе занятие и материалы.
• Будьте лицом к лицу с ребенком, чтобы у вас всегда была возможность оценить уровень его заинтересованности. Так и ребенок сможет заметить ваше выражение лица во время разговора.
• Имитируйте действия и слова. Когда ребенок это заметит, он сможет попробовать повторять за вами. В этот момент вы можете расширить привычное для него действие, добавив что-то новое.
• Сопровождайте свою речь жестами и визуальной поддержкой. Например, выраженно кивайте или мотайте головой, когда произносите «да» или «нет».
• Поощряйте ребенка за коммуникацию – так вы повысите вероятность того, что он попробует сделать это снова.
Справочно:
Московские центры социальной помощи и реабилитации оказывают помощь семьям, в которых воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными нарушениями. Сейчас в столице работают четыре таких центра: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.