Елена Фоменко
Как мы развиваем у детей музыкальный слух
▼ Скачать + Заказать документы
В широком смысле в понятие музыкальный слух входят : звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, ладотональный, гармонический слух, умение определить фразировку и форму музыкально сопровождения. В узком смысле под музыкальным слухом понимается только звуковысотный слух – способность воспринимать и различать высокие и низкие звуки, мысленно представлять себе мелодию и правильное воспроизведение её голосом или по слуху на музыкальном инструменте.
Публикация «Как мы развиваем у детей музыкальный слух» размещена в разделах
Музыкальный слух-качество индивидуальное, но его можно и нужно развивать у каждого.
Уже 3-х летних детей мы знакомим со звуками разной высоты. Знакомя детей с новой песней, показывая им игрушку или картинку, мы играем на фортепиано и поем песню так, как она написана автором. На следующих занятиях проигрываем вступление в разных регистрах – более высоком и более низком- и предлагаем детям угадать, кто лает: большая собака или щенок? Если звук низкий, то лает большая собака, если высокий, тонкий – щенок. Проиграв звукоподражание в низком или высоком регистре, спрашиваем ребенка, как он догадался, что лаяла собака, а не щенок. Затем предлагаем детям эти звукоподражания спеть, не требуя точной интонации.
По мере усвоения детьми высоких и низких звуков, согласно принципу систематичности и последовательности мы усложняем упражнения. В конце года 3-х летним или в начале года 4-х летним мы даем в играх-загадках звуки, менее контрастные по высоте, в пределах интервала квинты. Воспитываем их слух на ладовой основе, знакомя с основными устойчивыми звуками лада. В упражнениях для развития музыкального слуха пользуемся только мажорным ладом: он легче для пения и более устойчив в интонационном отношении. Из мажорного лада берем только отрезок из пяти ступеней, 3-х устойчивых звуков – 1, 3, 5 – и 2-х неустойчивых – 2, 4.
Лад строим на любой высоте, в любой тональности. Название тональности даем по первой ступени – тонике. Упражнения для развития музыкального слуха подбираем в тональностях, удобных для пения: ми-бемоль, ми, фа- мажор. Упражнения начинаем с интервала квинты. Важна так называемая звуковая наглядность. Например, когда дети поют звук, музыкальный руководитель может показать движением руки его высоту – поднять руку на высоком звуке и опустить на низком. В данном случае участвуют два органа чувств –слух и зрение. Если ребенок одновременно с пением высокого звука сам поднимает руку вверх, а при пении низкого опустит, то кроме органов слуха и зрения, будет участвовать еще и мышечное чувство. Затем мы ставим перед детьми небольшую лесенку. Под каждой ступенькой, а их 6, наклеены цифры. На другой стороне цифр нет. Такое наглядное пособие повышает интерес к занятиям, способствует прочности усеваемых знаний. Ставим лесенку на возвышение, поворачиваем детям стороной без цифр. Дотрагиваясь указкой до ступеньки, спрашиваем, низко или высоко расположена она по отношению к столу. Дети отвечают. Затем проигрываем на фортепиано звук ми и поем: «низкая», показывая нижнюю ступеньку. Дети слушают, потом вместе с музыкальным руководителем поют. Таким образом знакомим детей с «высокой» (верхней) ступенькой, играя на фортепиано звук си.
Для закрепления представления о высоких и низких звуках пользуемся и другими приемами. Так, в гости к детям приходят маленькие игрушки – фигурки животных и птиц. Например, гусь не знает, на какую ступеньку ему взлететь – на низкую или на высокую, - когда звучит ми. Музыкальный руководитель предлагает детям помочь гусю встать на нижнюю ступеньку. Угадавшие поднимают руку. Вызываем одного из желающих поставить фигурку на ступеньку. Если на лестнице находится гусь, ребенок воспроизводит соответствующий звук, произнося «га-га-га». Затем все дети повторяют звукоподражание на том же звуке. Звуки могут идти в разной последовательности. затем дети поют про него песенку. Мы проводим ещё и другие игры – загадки, без лесенки., например «Угадай сколько звуков сыграю». На фортепиано 2-3 раза исполняется звук ми. Все дети про себя считают, один из отгадывающих говорит, что сыграли 2-3 раза один и тот же звук, и поет его со словами «один, два, три» Все дети повторяют. Так уточняется понятие высокого и низкого звука.
Переходим к средним звукам. Средний звук усваивается труднее, поэтому осознание и усвоение его происходит в конце года в средней группе. Знакомим детей с гаммообразным движением по ступеням лада – первая, вторая, третья, четвертая, пятая ступеньки. «Гости» ходят по ступенькам, а дети поют звукоподражания («мяу» «га» и. т. д.) с постепенным повышением звуков.
В группе детей 5-6 лет повторяются те же упражнения, но с названием ступеней. Лесенку поворачивают к детям стороной, на которой наклеены цифры. Заменяя названия нот названиями ступеней лада, мы делаем упражнения отвлеченными от конкретной высоты. Так, вместо звука ми называем «первая», вместо звука фа-диез – «вторая» и. т. д.
Во второй половине года дети исполняют упражнения, состоящие из коротких мотивов в три звука – с поступенным движением, со скачками на основные ступени и с окончанием на одной из основных ступеней, с названием их. Упражнения даются в ми-бемоль мажоре, ми мажоре и фа мажоре. С детьми 6 лет эти занятия проводятся без игрушек.
Для развития ладотонального слуха, например, в конце года в старшей группе и в начале года в подготовительной небольшие музыкальные произведения, которые дети раньше пели, слушали или двигались под эту музыку и в которых есть вводный тон, последний звук (тонику) не исполняем, а просим детей спеть.
В подготовительной группе применяем упражнение «эхо» : пропеваем звуки тонического трезвучия вверх, вниз; дети повторяют его на слог ля. После того как дети научатся петь звуки основного трезвучия, мы проигрываем звуки субдоминантового и доминантового трезвучия. Услышанные звуки дети поют как эхо. Упражнения транспонируются на полтона вверх.