Татьяна Павлова
Консультация «Фонематический слух. Зачем его развивать?»
▼ Скачать
В первый класс дети приходят с разным уровнем подготовленности в области знания букв, чтения, письма, у них различаются артикуляционные навыки, речевой слух, общеречевое развитие.
На момент поступления в школу ребёнок не должен обязательно владеть навыком чтения, но умение слышать, выделять речевые звуки, дифференцировать звуки на слух должно быть сформировано на высоком уровне.
Публикация «Консультация „Фонематический слух, Зачем его развивать?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Чем лучше ребёнок владеет звуковым анализом и синтезом, тем выше будет сформирован навык чтения и письма. В противном случае могут возникнуть специфические ошибки: замены букв, искажения слов, пропуски букв. Как правило, дети, поступившие в первый класс, не владеют фонетическими навыками на высоком уровне и имеют недостатки произношения, а также недоразвитием фонетико-фонематического восприятия (звуковым анализом и синтезом).
Следует отличать фонематический слух от фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие – это умение найти звук среди других звуков, выделить его в слове, определить его место и последовательность звуков в слове, посчитать их количество и формируется оно только в процессе обучения и только при наличии сохранного фонематического слуха.
Бывает так, что первоклассник всё произносит правильно, а правописание ребёнок осваивает с трудом, допускает ошибки - эта проблема решается путём тренировок в различении и идентификации фонем.
Затруднения в протекании фонематического анализа при письме ослабляет внимание к начертанию буквы, вследствие чего возникает так называемая графическая ошибка. У детей, страдающих ослабленной концентрацией внимания, ошибок графического начертания всегда больше, чем у детей, обладающих хорошим самоконтролем. Дальнейшие трудности овладения письменной речью влекут за собой дисграфию. Выделяют три группы специфических ошибок:
- ошибки на уровне буквы и слога;
- ошибки на уровне слова;
- ошибки на уровне предложения.
И в данном случае необходима коррекционная работа по профилактике дисграфии и тренировка фонематического слуха и буквенного зрения. Эту работу проводит учитель-логопед или учитель начальных классов, ежедневно на уроках русского языка и обучения грамоте, где дети выполняют тренировочные упражнения для развития зрительного и слухового восприятия.
В первом классе в букварный период первоклассник диктанты еще не пишут и дисграфия не проявляет себя. В этот период очень важно выработать у ребёнка чё ткое представление о звуках: различия по звонкости и глухости, твёрдости и мягкости, умение различать свистящие и шипящие, сонорные и аффрикаты. Ученики уже должны знать, что в русском языке 6 гласных звуков, а букв-10 и т. д., а звукобуквенный анализ лучше начинать отрабатывать в первом классе.
По результатам логопедического обследования я выявила контингент первоклассников с несформированным фонематическим слухом и на логопедических занятиях уделяю время на его формирование, активно использую схемы и модели они различных структур. Они наглядно показывают детям, что текст делится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Звуки обозначаются квадратами разного цвета (гласные – красные, твердые согласные – синие, мягкие согласные – зеленые). Слова разделенные на слоги- длинная полоска разделенная вертикальной короткой полоской в зависимости от количества слогов. В схемах предложений слова обозначаются полосками цветной бумаги, так они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы.
Активно использую речевые игры: «Посчитай звуки в слове», «Назови 1, 2, 3 звуки в слове», «Добавь последний звук в слове», «Добавь слово из 3, 4 звуков», «Собери слово», «Придумай слово по модели» и т. д.
Таким образом, я провожу профилактику по дисграфии.
Данные игры и задания эффективно формируют фонематический слух и восприятие.
Эти игры – это не отдых и не развлечение, это серьёзная учебная работа.
Неоценимую помощь учителю приносит тесное сотрудничество с учителем-логопедом и заинтересованность родителей в успешном обучении детей в школе.
Самое главное – не превращать игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно!
Учитель-логопед ПавловаТ. Г.