Надежда Бабакова
Развиваем у детей ручную умелость
▼ Скачать + Заказать документы
Школа… Как много надежд, волнений, ожиданий у детей и родителей связаны с этим словом. Каждый год первого сентября вместе с первоклассниками мысленно начинают учебу и их родители. Как гордятся родители, когда дети добиваются первых успехов и достижений. Но бывает и иначе. Ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями и правилами, а затем и теряет интерес к школе. Первоклассник затрачивает много усилий, чтобы написать первые буквы, а в прописях появляются только кривые каракули. «В чем дело?» - задаются вопросом родители.
Публикация «Развиваем у детей ручную умелость» размещена в разделах
Для письма важно, чтобы ребенок умел производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Письмо связано с умением ребенка свободно ориентироваться на листе бумаги. При работе в тетрадях ребенок должен видеть клеточку, находить пересечения клеточек, уметь отсчитывать две – три клеточки, проводить горизонтальные и вертикальные линии. Если ребенок испытывает трудности, займитесь мозаикой, мелким конструктором и мелкими игрушками, пуговицами и маленькими фишками. Дайте возможность ребенку рисовать разными инструментами. Важно, чтобы занятия проводились ежедневно.
Например, в понедельник ребенок рисует тонким и толстым фломастерами различные «кривулечки», а взрослый дорисовывает, чтобы получился узнаваемый, желательно смешной, образ. Тем самым ребенок учится видеть линию.
Во вторник предложите малышу тонкие и толстые карандаши. Пусть попробует заштриховать, «замазать» рисунок то густо, то бледно. Важно отметить, что шариковая ручка напрягает мышцы кисти, а такие упражнения помогут их расслабить. Обращайте внимание ребенка на то, чтобы при рисовании он правильно держал карандаш или кисть (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, спокойно, не сгибая, положив его вдоль карандаша, не сдавливал слишком сильно кисть или карандаш в пальцах, держал инструмент на 3 – 4 см выше отточенного конца или ворса кисточки.
В среду приготовьте краски, желательно гуашь. Предложите ребенку тонкой кисточкой обвести рисунок, не испортив его. Сначала крупные (солнышко, ромашки, елочку, дом, а потом мелкие изображения. В школе ребенок будет также повторять рисунки, но уже в прописях, а для этого нужна тренировка.
В четверг попробуйте закрасить рисунок акварельными красками самым кончиком кисточки. Ребенок должен знать, что одной и той же кисточкой можно нарисовать тонкие и толстые линии. Так рука и глаз малыша приучаются работать вместе, а это на первых порах очень сложно.
В пятницу будем играть. Но не просто играть, а развивать пальчики. Приготовьте маленький волчок (для этого просто разберите неисправные механические часы – будильник) и крутите их правой и левой рукой. Можно устроить соревнования, у кого получится дольше крутить волчок.
При рисовании левая рука должна быть на столе, она придерживает и поворачивает рисунок, как ребенку удобно. Следите за осанкой своего малыша. Когда бездействует левая рука, упор идет лишь на правую руку. Это может привести к нарушению осанки. У ребенка обе руки должны быть на столе: это поза пишущего. Но она - то для ребенка неестественна. Что же делать? Можно использовать такой метод: научить детей набирать петли на толстые спицы толстыми нитками. Это развивает терпение, усидчивость и тренирует локоток.
Поговорим о пальчиках. Чтобы они стали послушными, возьмите пластилин. Лепите все, что нравится: баранки, овощи, фрукты, игрушки и т. д.
Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированее становятся движения их пальцев. Еще одно простое упражнение: нанизывание колец от пирамидки на шнурок (нанизывание пуговиц и бусинок на леску). Кстати, из бусинок и бисера получится замечательный подарок для мамы, бабушек и младшей сестренке. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно – двигательной координации, аккуратности, настойчивости, то есть тех качеств, которые необходимы для письма. Если вдруг что – то не получается, не ругайте ребенка, пусть будут виноваты пальчики. В следующий раз все получится.
Особую роль в развитии ручной умелости играет умение пользоваться ножницами. Приготовьте старые открытки, журналы, газеты. Предложите ребенку вырезать различные фигурки, предметы, а затем составить из них композицию – аппликацию. Полезно ребенка научить вырезать симметричные фигуры животных и человека. Ели их раскрасить, получается целый хоровод непохожих друг на друга выражений лиц, деталей одежды, сочетаний цветов и оттенков.
Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает раскрашивание различных рисунков и штриховка. Можно использовать готовые раскраски. Главное условие: изображение должно быть закрашено тщательно, ровно и аккуратно. При штриховке ребенок не должен выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними не должно превышать 0,3 – 0,5 см.
Чтобы пальчики стали «послушными» используйте пальчиковую гимнастику.
Овладение письмом также связано с освоением чувства ритма. Полезны упражнения, в которых движения и речь согласуются. Это могут быть считалки. Необходимо следить, чтобы слова сопровождались точным указательным движением руки водящего. Считалки можно произносить в разном темпе, а значит меняется и быстрота движения руки.
Помните, что хорошим другом в преодолении неумелости дошкольника являются: заинтересованность ребенка, его стремление к успеху и большое, искреннее желание преодолеть все трудности. А взрослые всегда должны быть рядом, готовые помочь своему ребенку.