Елена Фильченкова
Консультация «Как можно организовать трудовую деятельность детей в летний период»
▼ Скачать + Заказать документы
Опубликовано 17.07.2019
Характеризуя организацию трудовой деятельности в летний период, можно выделить общие закономерности и специфику решения программных задач, связанные с погодными условиями, особыми возможностями лета.
Трудовая деятельность тесно связана с другими видами детской деятельности.
Взаимосвязь трудовой и игровой деятельности. Трудовая деятельность дошкольника зачастую связана с игровой. Труд осуществляется в ходе сюжетно-ролевой игры.
Публикация «Консультация „Как можно организовать трудовую деятельность детей в летний период“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Лето. Летние консультации для родителей
- Трудовая деятельность в летний период
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Взаимосвязь трудовой деятельности и познавательно-исследовательской деятельности. Выполняя трудовые действия, дети знакомятся со свойствами веществ, материалов, предметов. В свою очередь знание о качествах различных объектов определяет выбор и особенности выполнения трудовых действий.
Взаимосвязь трудовой деятельности и физического развития.
Труд создает благоприятные условия для развития культуры движений. Вместе с этим, для осуществления трудовых действий требуется определенный уровень физического развития.
Взаимосвязь трудовой деятельности и речевого развития.
В ходе показа взрослым трудовых действий, разъяснений их сути и назначения обогащается словарный запас детей. Общение при выполнении коллективных поручений требует определенного уровня развития диалогической речи, коммуникативных умений.
Взаимосвязь трудовой деятельности и художественно-эстетического развития.
Взрослому необходимо делать акцент на аспектах труда, дающих возможность удовлетворять эстетические потребности детей.
Различные формы организации труда являются необходимой составляющей образовательной деятельности, осуществляемых в различных режимных моментах. В утренние часы педагог организует дежурства, выполнение детьми индивидуальных поручений.
В летний период существенно возрастает значение данного направления работы.
Лето – период активного роста растений, поэтому за короткий промежуток времени можно достигнуть определенной целям, получить результат.
В процессе работы под контролем педагога происходит выявление детьми закономерностей, взаимосвязей, взаимозависимостей в природе. Также становится наглядной роль труда по уходу за растениями.
Летом меняются объем и смысловые основы трудовой деятельности. (от выполнения отдельных заданий к осуществлению законченных трудовых циклов). Это дает возможность ребенку увидеть цели, способы их достижения, оценить результаты труда, что обеспечивает осознанность отдельных трудовых действий и всех трудовых операций.
Коллективная работа объединяет детей, формирует умение принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, распределять фронт работ, помогать друг другу, оценивать результат.
Длительное пребывание на воздухе, разнообразие контактов с различными природными объектами определяет необходимость и дает возможность формировать навыки безопасные для человека и природы поведения. Знакомить детей с задачами охраны природы и соответствующими трудовыми действиями.
Специфика организации трудовой деятельности в различных возрастных группах сопряжена с необходимостью учета особенностей младших и старших дошкольников, закономерностей их развития.
На этапе приобщения к труду дети выполняют элементарные индивидуальные поручения, включающие 1-2 последовательные трудовые операции.
При формировании умений в первой младшей группе характерна дробность показа трудовых операций с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснениями, и малыши параллельно поэтапно выполняют трудовой процесс.
Во второй младшей группе, в период, когда у детей может значительно различаться уровень овладения навыками, организуется «труд рядом». Каждый ребенок действует в своем темпе, независимо от других, но все же вместе. Может быть организован труд подгруппами.
В средней группе у детей начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется понимание того, какие действия необходимо выполнять, критическое отношение к результатам своей деятельности. Происходит изменение в оценке труда. Педагогу необходимо научить детей оценивать правильность выполнения отдельных действий, качество выполнения трудовой операции в целом. Поощряется проявление положительных качеств: старание, усердие, стремление довести начатое дело до конца, помочь товарищу.
В старшей и подготовительной к школе группах формируется умение принимать и самостоятельно ставить трудовую задачу, определять последовательность трудовых операций, подбирать необходимый материал и инвентарь, самостоятельно или при небольшой помощи взрослых осуществлять трудовой процесс, оценивать результаты. В процессе организации трудовой деятельности детей ставиться также задача развития самоконтроля. При формировании навыков трудовой и оценочной деятельности у старших дошкольников новь меняется арсенал методов педагога Ведущим приемом обучения детей новым трудовым действиям становиться объяснение, вводиться практика обсуждения того, что и как необходимо выполнить, почему именно так, как выбрать оптимальные способы и материалы. При необходимости используется и показ способов действий.
Для возрастных групп необходимо соблюдать единые требования к организации трудовой деятельности.
1. Труд детей в природе должен быть посильными не вызывать переутомления.
2. Продолжительность труда зависит от его характера, возраста детей, погодных условий (во второй младшей группе 5-7 минут, в средней - от 10 до 15 минут, с небольшим отдыхом, в старшем дошкольном возрасте 20-25 минут, с перерывом на отдых или сменой характера труда).
3 Физическая нагрузка в процессе выполнения трудовых действий не должна оказывать негативного влияния на позвоночник, мышцы тела. Так детские лейки или ведра нужно переносить в обеих руках, при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным.
4. Необходимо чередовать виды трудовых операций, труд и отдых.
5. Орудия труда должны быть настоящими, но приспособленными для использования дошкольниками – быть безопасными, соответствовать росту и физическим возможностям ребенка, обладать эстетическими качествами.