Приложение МААМ

Консультация «Как организовать познавательную деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Анастасия Калимуллина
Консультация «Как организовать познавательную деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Как организовать познавательную деятельность детей

младшего и среднего дошкольного возраста»

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Публикация «Консультация „Как организовать познавательную деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как оно развивает детскую любознательность. Пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, через исследовательскую деятельность.

Познавательное развитие ребенка младшего дошкольного возраста предполагает :

• становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребенка к школе;

• формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нем;

• формирование специфических способов познавательной деятельности : навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией; развития интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);

• развитие речи как средства передачи информации и активации мышления;

• развитие восприятия.

В процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

Различные объекты познавания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.

Живые объекты, природа:

- различие живого и неживого;

- бережное и уважительное отношение к живому;

- готовность заботиться о ком-то или чем-то;

- представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты, предметы:

- орудие труда, инструменты – взрослые показывают ребенку, как ими пользоваться;

- технические средства, включая средства передвижения, - знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и познавания;

- игрушки – ребенок использует по своему усмотрению;

- материалы (конструкторы, изоматериалы и т. п) – ребенок использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;

- эстетические объекты – рассматривает объектов, бережное к ним отношение;

Способы и приемы действий (технологии).

Отношение людей, чувства. (Они называют наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте.)

Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям и интеллектуальное развитие.

Педагоги психологи дошкольного образовательного учреждения могут и должны стать для родителей компетентными консультантами и помощниками при создании такой среды.

Прежде всего перечислим традиционные формы, которые сослужили хорошую службу уже многим поколениям.

1. Общая лекция об особенностях познавательной деятельности ребенка соответствующего возраста с рекомендациями по созданию развивающей среды дома.

2. Памятка для каждой семьи с кратким резюме содержания лекции.

3. Подбор соответствующего справочного материала и размещение его на стенде для родителей. Например, полезна будет информация о торговых предприятиях, где можно приобрести качественную мебель, оборудование, пособия, игрушки.

4. Создание библиотечки для родителей, куда войдут периодические методические и познавательные издания.

5. Консультации по теме и индивидуальные консультации с учетом особенностей каждого ребенка (темперамент, интересы и т. п.). По желанию родителей можно организовать такую дополнительную услугу, как выездная консультация педагога или психолога на дому.

6. Семинар-практикум по организации исследовательской деятельности ребенка.

Примерные темы консультаций :

«Как организовать и провести простейшие эксперименты».

• «Как вести познавательную беседу, читать познавательную литературу, смотреть познавательные видео и телепрограммы.

«Как знакомить детей с буквами».

«Как учить детей считать».

Подобные консультации проводит педагог.

Опыт показывает, что современные родители отдают предпочтение нетрадиционным формам обучения и взаимодействия, например такие, как практические занятия, тренинги.

С помощью тренингов у родителей формируют необходимые для создания развивающей среды навыки :

-общение с ребенком, стимулирующие его собственную познавательную и творческую активность (проводит психолог ДОУ);

-организации наблюдения живых объектов в природе (проводит педагог);

-проведение простейших экспериментов, исследовательской деятельности с ребенком (проводит педагог);

-проведение познавательной беседы, чтение познавательной литературы, просмотра познавательных видео и телепрограмм и т. п. (проводит педагог).

Возможны совместные семейные проекты, например такие, как «Генеалогическое древо нашей семьи», «Семейная коллекция», «Доисторический лес», «Путешествие по карте».

Родители с удовольствием откликаются на такие формы взаимодействия, которые предполагают неформальное общение в группе, например дискуссионные клубы. Предметом обсуждения могут стать темы:

«Семейный досуг для любознательных».

«Праздник в семье как повод узнать что-то новое».

«Мы идем в музей».

«Путешествия юных натуралистов» и т. п.

Родительские встречи позволяют за чашечкой чая рассказать о собственных хобби. Эти встречи предполагают обмен такими материалами, как любительские видеофильмы, коллекции, фотоальбомы. Некоторые материалы педагоги смогут использовать и для проведения занятий с детьми. Важно, чтобы увлечь взрослых нашли место в жизни детского сада, чтобы с ними могли познакомиться и родители, и дети.

Встречи с увлеченными специалистами помогут заинтересовать родителей новыми сферами познания. Например, можно провести экскурсию в зоопарк только для взрослых, чтобы впоследствии во время семейного посещения они смогли больше рассказать своим детям.

Очень важно, чтобы педагоги и психологи детского сада сами были готовы к неформальному, живому контакту с семьями своих воспитанников.

Методические рекомендации по организации развивающей

среды в семье

Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.

2. Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте в слух и обосновывайте свои суждения.

3. Задавайте ребенку среднего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?».

4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитель этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение – это всегда немного общения «на вырост».

6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.

7. Ходите с ребенком в музеи.

8. Проводите совместные наблюдения и опыты.

9. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

Рекомендации по возрастным группам

Создание предметной среды

3-4 года.

В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды :

- желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;

- большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать их из одной емкости в другую;

- различные движущиеся игрушки (каталки, заводные, механические – типа Богородской игрушки);

- игрушки для отработки сериации (построения упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию признака) по размеру – типа пирамидок и матрешек;

- игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;

- самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. (Желательно их делать на глазах у детей.) Дети со временем сами примут участие в их изготовлении. Это могут быть:

Банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами;

Шуршащие «метелки» из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т. п. ;

Погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т. п. ;

Ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков из фольги, пуговиц, косточек, ракушек, семечек, орехов, желудей, каштанов;

Шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщены из дерева разных пород;

Сосуды с водой разного объема («ксилофон»);

Перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра, («ударные»);

Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета; пластилин и воск; краски и карандаши, фломастеры и мелки и т. п. ;

Игрушки контрастных размеров;

Игрушки различной формы, в том числе круглые (мячи, шары) и кубические;

Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить – вынуть, открыть – закрыть, выдвинуть – задвинуть. (отличительная особенность возраста – тяга к многократному повторению этих действий.)

Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:

- разрезные плоскостные картинки, кубики с картинками;

- парные картинки;

- трехместные матрешки, пирамидки на конусной основе из пяти колец, формы – вкладыши;

- 2-3 вида мелкой и крупной мозаики (в том числе геометрической);

- разнообразные не комплектные конструкторы – без образцов изделий;

- игрушки с разным принципом звукоизвлечения – пианино, арфа и гитара, дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, колокольчики, ксилофон;

- оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формочки (в том числе пустые упаковки разной формы, плавающие игрушки, ведерки и лейки;

- банки разного размера;

- пособия для развития мелкой моторики рук – шнуровки, застегивающийся коврики;

- емкости для хранения мелких предметов – сумки, кошельки, сундучки, шкатулки и т. п. ;

- машинки крупные и средние, куклы средней величины с наборами одежды, мебели, посуды; наборы для «профессиональных» игр (типа «Маленький доктор»);

- игрушечные животные (натуральной окраски);

- большие мягкие игрушки и напольные подушки;

- тканевые мячики;

- книги сказок о животных;

- детская мебель: стол, стульчик.

4-5 лет.

В развивающую предметную среду для детей среднего возраста должны входить :

- различные куклы, комплекты одежды, мебель, посуды;

- игрушечные редкие животные (окраска должна соответствовать природной);

- костюмы для ряженья;

- познавательные книги и альбомы, журналы о природе;

- журналы, содержание которых соответствует личному интересу ребенка ( например: автомашины, мода или интерьеры);

- книжки с рассказами в картинках (серии Н. Радлова, В. Сутеева, В. Чижикова и др.);

- книги с волшебными сказками;

- коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т. п., тематические наборы открыток, марок, значков;

- цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые, азбука на кубиках;

- наборы для профессиональных игр («маленький доктор»);

- дидактические игры «Подбери пару», «Составь из фигур», «Сложи из палочек», лото «Зоологическое», «Цветы»;

- игры «Водоем», «Поймай рыбку», «Колпачки» и т. п. ;

- игровые и учебные телевизионные программы;

- различные орудия труда;

- стационарное оборудованное место для продуктивной деятельности – детский стол и стул, правильное освещение (слева, расположенные в доступном месте материалы и оборудование для рисования, моделирования, роботы с бумагой.

ОБЖ и другие «нельзя и надо»

3-4 года

Природа. Обучать правильному поведению при встречи с незнакомыми животными.

Быт. Учить различать, что можно трогать руками, а что нет. Знакомства со свойствами некоторых материалов и предметов; бьётся, режет, колет.

Другие люди. Добиться понимания правила: нельзя бить и обижать других людей.

4-5 лет

Природа. Учить различать съедобные и не съедобные растения и грибы.

Быт. Знакомить с опасными приборами и механизмами. Показывать их движущиеся детали.

Другие люди. Обучать бесконфликтным способам согласования интересов: договор, очередь.

Публикации по теме:

Развитие чувства ритма у детей младшего и среднего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 69»г. СЫКТЫВКАРА Методическая рекомендация «Развитие.

Праздник «День матери» для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста Атрибутика. Стол, сервированный на 6 персон; 6 подушек, 6 стульчиков, 2 простыни, куклы для танца, ложки для девочек средней группы, столик.

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Народная кукла как средство адаптации детей»Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Народная кукла как средство адаптации детей» Консультация проводилась в рамках родительского собрания, в период адаптации детей к детскому саду. Задачи: Познакомить родителей с одним.

Консультация для воспитателей «Экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста» .

Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Консультация для родителей» развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Детский сад как дошкольное.

Консультация для воспитателей «Как организовать театрализованную деятельность в детском саду» Консультация для воспитателей «Как организовать театрализированную среду» Самым любимым видом развлечения является театральное представление.

Консультация для воспитателей «Как правильно организовать образовательную деятельность?» Консультация «Как правильно организовать образовательную деятельность?» В связи с выходом документа «ФГТ к структуре ООП дошкольного образования».

Консультация для воспитателей «Как правильно организовать проект с детьми дошкольного возраста» Совсем не каждую совместную организованную деятельность, имеющей свою тему, можно считать проектом. В нашем понимании проект это целая система,.

Консультация «Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Консультация: "Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры" Детство - период.

Возрастные характеристики детей младшего и среднего дошкольного возраста Возрастная характеристика детей 3-4 лет. Физическое развитие 3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Как организовать познавательную деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 января 2019 в 17:17
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как организовать познавательную деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Калимуллина (УИ 1705924) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД