Анастасия Калимуллина
Консультация «Как организовать познавательную деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста»
«Как организовать познавательную деятельность детей
младшего и среднего дошкольного возраста»
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Публикация «Консультация „Как организовать познавательную деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как оно развивает детскую любознательность. Пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, через исследовательскую деятельность.
Познавательное развитие ребенка младшего дошкольного возраста предполагает :
• становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребенка к школе;
• формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нем;
• формирование специфических способов познавательной деятельности : навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией; развития интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);
• развитие речи как средства передачи информации и активации мышления;
• развитие восприятия.
В процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.
Различные объекты познавания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.
Живые объекты, природа:
- различие живого и неживого;
- бережное и уважительное отношение к живому;
- готовность заботиться о ком-то или чем-то;
- представление о правилах безопасного поведения.
Неживые объекты, предметы:
- орудие труда, инструменты – взрослые показывают ребенку, как ими пользоваться;
- технические средства, включая средства передвижения, - знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и познавания;
- игрушки – ребенок использует по своему усмотрению;
- материалы (конструкторы, изоматериалы и т. п) – ребенок использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;
- эстетические объекты – рассматривает объектов, бережное к ним отношение;
Способы и приемы действий (технологии).
Отношение людей, чувства. (Они называют наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте.)
Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.
От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям и интеллектуальное развитие.
Педагоги психологи дошкольного образовательного учреждения могут и должны стать для родителей компетентными консультантами и помощниками при создании такой среды.
Прежде всего перечислим традиционные формы, которые сослужили хорошую службу уже многим поколениям.
1. Общая лекция об особенностях познавательной деятельности ребенка соответствующего возраста с рекомендациями по созданию развивающей среды дома.
2. Памятка для каждой семьи с кратким резюме содержания лекции.
3. Подбор соответствующего справочного материала и размещение его на стенде для родителей. Например, полезна будет информация о торговых предприятиях, где можно приобрести качественную мебель, оборудование, пособия, игрушки.
4. Создание библиотечки для родителей, куда войдут периодические методические и познавательные издания.
5. Консультации по теме и индивидуальные консультации с учетом особенностей каждого ребенка (темперамент, интересы и т. п.). По желанию родителей можно организовать такую дополнительную услугу, как выездная консультация педагога или психолога на дому.
6. Семинар-практикум по организации исследовательской деятельности ребенка.
Примерные темы консультаций :
• «Как организовать и провести простейшие эксперименты».
• «Как вести познавательную беседу, читать познавательную литературу, смотреть познавательные видео и телепрограммы.
• «Как знакомить детей с буквами».
• «Как учить детей считать».
Подобные консультации проводит педагог.
Опыт показывает, что современные родители отдают предпочтение нетрадиционным формам обучения и взаимодействия, например такие, как практические занятия, тренинги.
С помощью тренингов у родителей формируют необходимые для создания развивающей среды навыки :
-общение с ребенком, стимулирующие его собственную познавательную и творческую активность (проводит психолог ДОУ);
-организации наблюдения живых объектов в природе (проводит педагог);
-проведение простейших экспериментов, исследовательской деятельности с ребенком (проводит педагог);
-проведение познавательной беседы, чтение познавательной литературы, просмотра познавательных видео и телепрограмм и т. п. (проводит педагог).
Возможны совместные семейные проекты, например такие, как «Генеалогическое древо нашей семьи», «Семейная коллекция», «Доисторический лес», «Путешествие по карте».
Родители с удовольствием откликаются на такие формы взаимодействия, которые предполагают неформальное общение в группе, например дискуссионные клубы. Предметом обсуждения могут стать темы:
• «Семейный досуг для любознательных».
• «Праздник в семье как повод узнать что-то новое».
• «Мы идем в музей».
• «Путешествия юных натуралистов» и т. п.
Родительские встречи позволяют за чашечкой чая рассказать о собственных хобби. Эти встречи предполагают обмен такими материалами, как любительские видеофильмы, коллекции, фотоальбомы. Некоторые материалы педагоги смогут использовать и для проведения занятий с детьми. Важно, чтобы увлечь взрослых нашли место в жизни детского сада, чтобы с ними могли познакомиться и родители, и дети.
Встречи с увлеченными специалистами помогут заинтересовать родителей новыми сферами познания. Например, можно провести экскурсию в зоопарк только для взрослых, чтобы впоследствии во время семейного посещения они смогли больше рассказать своим детям.
Очень важно, чтобы педагоги и психологи детского сада сами были готовы к неформальному, живому контакту с семьями своих воспитанников.
Методические рекомендации по организации развивающей
среды в семье
Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.
1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
2. Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте в слух и обосновывайте свои суждения.
3. Задавайте ребенку среднего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?».
4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитель этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение – это всегда немного общения «на вырост».
6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.
7. Ходите с ребенком в музеи.
8. Проводите совместные наблюдения и опыты.
9. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
Рекомендации по возрастным группам
Создание предметной среды
3-4 года.
В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды :
- желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
- большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать их из одной емкости в другую;
- различные движущиеся игрушки (каталки, заводные, механические – типа Богородской игрушки);
- игрушки для отработки сериации (построения упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию признака) по размеру – типа пирамидок и матрешек;
- игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
- самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. (Желательно их делать на глазах у детей.) Дети со временем сами примут участие в их изготовлении. Это могут быть:
Банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами;
Шуршащие «метелки» из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т. п. ;
Погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т. п. ;
Ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков из фольги, пуговиц, косточек, ракушек, семечек, орехов, желудей, каштанов;
Шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщены из дерева разных пород;
Сосуды с водой разного объема («ксилофон»);
Перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра, («ударные»);
Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета; пластилин и воск; краски и карандаши, фломастеры и мелки и т. п. ;
Игрушки контрастных размеров;
Игрушки различной формы, в том числе круглые (мячи, шары) и кубические;
Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить – вынуть, открыть – закрыть, выдвинуть – задвинуть. (отличительная особенность возраста – тяга к многократному повторению этих действий.)
Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:
- разрезные плоскостные картинки, кубики с картинками;
- парные картинки;
- трехместные матрешки, пирамидки на конусной основе из пяти колец, формы – вкладыши;
- 2-3 вида мелкой и крупной мозаики (в том числе геометрической);
- разнообразные не комплектные конструкторы – без образцов изделий;
- игрушки с разным принципом звукоизвлечения – пианино, арфа и гитара, дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, колокольчики, ксилофон;
- оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формочки (в том числе пустые упаковки разной формы, плавающие игрушки, ведерки и лейки;
- банки разного размера;
- пособия для развития мелкой моторики рук – шнуровки, застегивающийся коврики;
- емкости для хранения мелких предметов – сумки, кошельки, сундучки, шкатулки и т. п. ;
- машинки крупные и средние, куклы средней величины с наборами одежды, мебели, посуды; наборы для «профессиональных» игр (типа «Маленький доктор»);
- игрушечные животные (натуральной окраски);
- большие мягкие игрушки и напольные подушки;
- тканевые мячики;
- книги сказок о животных;
- детская мебель: стол, стульчик.
4-5 лет.
В развивающую предметную среду для детей среднего возраста должны входить :
- различные куклы, комплекты одежды, мебель, посуды;
- игрушечные редкие животные (окраска должна соответствовать природной);
- костюмы для ряженья;
- познавательные книги и альбомы, журналы о природе;
- журналы, содержание которых соответствует личному интересу ребенка ( например: автомашины, мода или интерьеры);
- книжки с рассказами в картинках (серии Н. Радлова, В. Сутеева, В. Чижикова и др.);
- книги с волшебными сказками;
- коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т. п., тематические наборы открыток, марок, значков;
- цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые, азбука на кубиках;
- наборы для профессиональных игр («маленький доктор»);
- дидактические игры «Подбери пару», «Составь из фигур», «Сложи из палочек», лото «Зоологическое», «Цветы»;
- игры «Водоем», «Поймай рыбку», «Колпачки» и т. п. ;
- игровые и учебные телевизионные программы;
- различные орудия труда;
- стационарное оборудованное место для продуктивной деятельности – детский стол и стул, правильное освещение (слева, расположенные в доступном месте материалы и оборудование для рисования, моделирования, роботы с бумагой.
ОБЖ и другие «нельзя и надо»
3-4 года
Природа. Обучать правильному поведению при встречи с незнакомыми животными.
Быт. Учить различать, что можно трогать руками, а что нет. Знакомства со свойствами некоторых материалов и предметов; бьётся, режет, колет.
Другие люди. Добиться понимания правила: нельзя бить и обижать других людей.
4-5 лет
Природа. Учить различать съедобные и не съедобные растения и грибы.
Быт. Знакомить с опасными приборами и механизмами. Показывать их движущиеся детали.
Другие люди. Обучать бесконфликтным способам согласования интересов: договор, очередь.