Марина Жидких
Как я воспитываю дружный коллектив
▼ Скачать + Заказать документы
как я воспитываю дружный коллектив.
Работая с детьми, я поставила перед собой цель найти правильные пути воспитания дружного коллектива. Поступление в детский сад – значительное событие для ребёнка. Жизнь в детском саду отличается от жизни в семье прежде всего тем, что она протекает в коллективе сверстников. Дома ребёнок часто является центром внимания. В детском саду он с первого дня сталкивается лицом к лицу с другими детьми. Он по новому осознает свое «я» и как личность и как член детского общества, которое предъявляет к нему свои требования.
Публикация «Как я воспитываю дружный коллектив» размещена в разделах
Воспитание детей в коллективе – сложный процесс. Он требует от нас, педагогов, прежде всего правильного понимания его существа. Я стараюсь не забывать, что детский коллектив состоит из разных детей., каждый из них уже прошёл какой то пусть короткий, но собственный жизненный путь, имеет свою индивидуальность. Воспитание умения жить в коллективе я рассматриваю в тесной связи с нравственным воспитанием в целом, с формированием характера ребенка, с воспитанием его воли, его умственным развитием. В дошкольном возрасте мы закладываем основы характера человека. В этом возрасте начинает формироваться его отношение к людям и к окружающему миру. Любовь к детям должна сочетаться с разумной требовательностью, с твердой настойчивостью в проведении своей воспитательной линии.
«Мой ребёнок в детском саду не чем толковым не занимается. Он целыми днями только играет». Так думают многие родители, не понимая, что именно в совместных играх и шумных развлечениях их малыш обучается весьма существенному – социальному поведению.
Игра. Перед нами встали две основные задачи. Первая - так повлиять на содержание детских игр, чтобы оно способствовало дружбе, единению детей. Другая задача - изо дня в день развивать у детей умение согласовывать свои действия, укреплять их дружеские связи. Я тщательно продумывала методы пользование игрушками, материалом, подводила детей к правилам пользования ими. Вначале я сама устанавливала эти правила, за тем предлагала детям договариваться. И в короткий срок дети обычно усваивали наши элементарные правила: пользование тем или иным материалом, не только не вызывало каких либо конфликтов, но вело детей к активному общению. Я так же заботилась о достаточном количестве материала для игр и занятий. Опыт убедил меня в том, что здесь следует придерживаться золотой середины: не слишком много и не слишком мало. Детям нужны не столько готовые игрушки, сколько материал, который давал бы возможность что то создавать и творить.
Большое значение в объединении детей имеет их совместный труд. Сначала детям давалось работа, не требовавшая сложной организации коллектива, однородная для всех: уборка участка, расчистка дорожки от снега, поливка цветов и так далее. Если же я давала разнородную работу, то на первых парах я сама распределяла ее между детьми. Позднее давались детям задания, которые требовали от них большей самостоятельности, согласованности в действиях и умения элементарно планировать работу.
Большое значение предавалось воспитанию чуткости, внимательного отношения детей друг к другу. В начале детей приучала просто обращаться к другу если он ушибся, спросить не больно ли ему, узнать о чем он плачет. Поощряла беседы детей, разговоры между собой, практиковала рассказы детей о чем - то интересном из их собственной жизни, приучала слушать не только воспитателя, но и детей. Постепенно дети привыкли при затруднениях обращаться друг к другу, оказывать помощь: завязать шарф, открыть дверь, поднять кем то уроненную вещь, поискать потерянное. Воспитание взаимопомощи бесспорно, некоторые мои наблюдения заставили меня задуматься и о другом. Я увидела, что некоторые дети равнодушно предоставляют другим детям убирать за них постель, игрушки, уклоняясь от всякого повседневного дела, привлекая других к работе за них. Такие факты встречаются не так уж часто, но всё же они заставили меня задуматься: не злоупотребляем ли мы, взрослые, под час предложением «помоги»,»поделись», не задумавшись, насколько будет полезно ребёнку такого рода услуга, не разовьёт ли она привычку надеется на других или спокойно присваивать себе результат чужого труда. Во избежание подобных ошибок в правилах о помощи было введено такое дополнение: не делай за друга, а покажи и научи. Настоящее живое сочувствие и деликатность, чуткость детей радовали меня. Эти чувства пришли вместе с дружбой детей.
На ряду с отрадными проявлениями чувств детей меня продолжали огорчать их ссоры из - за всяких безделушек, которые они приносили из дома. Как поступить? Не разрешать детям ничего приносить из дома? Но ведь как раз при настоящей дружбе и хочется любимые вещи или игрушки показать друзьям. С детьми мы уговорились, что приносить из дома можно игрушки, книжки только с разрешения родителей. Порядок пользования принесенными игрушками сохраняется тот же, что и при игре игрушками детского сада. Дети быстро усвоили это правило. Их машинки, куклы, книжки, санки, лыжи, лопатки и другое постоянно гостили в детском саду, и это не вызывало никаких конфликтов.
При налаженной дружеской атмосфере в группе конфликты становятся реже, но все же они бывают. Правда почва на которой они возникали становилась несколько иной. Они ссорятся в игре за распределение ролей, отстаивают свой замысел, спорят как лучше построить ту или иную постройку. Каково же должно быть наше отношение к детским конфликтам? Не правильно было бы сглаживать все углы, ограждать детей от столкновений, которые могут быть у ребёнка в его детской жизни. Нужно дать детям иногда и поспорить.
Работу по воспитанию дружеских отношений между детьми мы проводим вместе с родителями. Я стремлюсь воспитывать лучшие человеческие чувства на их отношениях к близким, родным. Беседовала с родителями о том влиянии, которое оказывает на характер ребёнка их собственное поведение. Вводя те или иные правила в коллективе, одновременно оговаривала с родителями единые наши требования, а детям говорила: «И дома делайте так». Иногда родители в выходной день собирались небольшими группками и вместе с детьми посещали парк, кинотеатр, развлекательные центры. Такое объединение вне детского сада сближало детей. Оно имело и другую ценную сторону: родители ближе знакомились с друзьями своих детей, радовались вместе со мной их теплым взаимоотношениям, ближе вникая в их интересы.
Постоянный анализ своей работы, а так же теоретическое изучение этого вопроса позволили мне привести основные методы и приемы воспитания дружного коллектива в некоторую систему. Что же является основным, ведущим в воспитании дружного коллектива?
1. Содержание всей воспитательной работы детского сада, оказывающее моральное воздействие на детей.
2. 2. Воспитание чувств на основе общей деятельности детей, на совместных переживаниях, в живом активном общении.
3. Личность воспитателя – его поведение, его собственное отношение к окружающему, искреннее, сердечное отношение к детям.
4. Умением сочетать воспитательную работу со всем коллективом в целом, с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
5. Тесный контакт с семьёй.
Жидких Марина Николаевна
Г. Борисоглебск. МГДОУ БГО ЦРР детский сад №11