Приложение МААМ

Как избежать беды? О нетрадиционных формах работы по безопасности жизнедеятельности

Осипенко Нелли Арсентьевна
Как избежать беды? О нетрадиционных формах работы по безопасности жизнедеятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Эссе

Везде, где есть жизнь, есть и опасность.

Ралф Эмерсон

В современном мире «маленьких» человечков подстерегает много опасностей. Взрослые заботятся о детях, любят, оберегают их, хотят, чтобы они выросли здоровыми, но, к сожалению, возникают ситуации, когда ребенок остается один на один с опасностью. Одной из главных задач в системе дошкольного воспитания, является задача по сохранению и укреплению здоровья детей, а это невозможно, если ребенок не научится находить выход из опасной ситуации. Поэтому работа по воспитанию у детей основ безопасности жизнедеятельности является особенно актуальной.

Публикация «Как избежать беды? О нетрадиционных формах работы по безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах

Что же такое безопасность? Безопасность – это потребность каждого человека, каждого живого существа. Ведь не зря же птицы улетают осенью в тёплые края, насекомые прячутся с приходом холодов, деревья сбрасывают листья. Так и человек, прежде всего, нуждается в безопасности, только тогда ему легче реализовывать свои мечты и цели, как в своё время это доказал А. Маслоу. Без безопасности невозможно жить полноценной и интересной жизнью, творить.

Мы педагоги-дошкольники проводим работу с детьми по формированию у них навыков социальной и физической безопасности. Основными являются понятия «надо поступать так», «так делать нельзя». Однако дети дошкольного возраста – это особая категория людей. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка правил безопасности не приемлема, она требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

С самого раннего возраста учить детей безопасному поведению на улице и в быту должны и дошкольные учреждения, и родители. Здесь можно вспомнить слова К. Г. Юнга: «Чем более интенсивно семья накладывает свой отпечаток на ребёнка, тем более этот ребёнок будет склонен видеть отражение своего детского миниатюрного мира в большом мире взрослой жизни…». Дошкольное учреждение тоже является в некотором роде семьёй, только уже не малой, а большой, объединяющей родительские (малые) семьи и влияющей на поведение ребёнка не в меньшей степени. Отсюда союз «взрослый и ребёнок» имеет воспитательное значение независимо от социальной роли одного из членов этого союза (родители – дети, воспитатели – дошкольники, поэтому важным условием является развитие взаимодействия детского сада (школы) и семьи адекватными поставленной цели средствами.

Одним из таких средств выступает совместная деятельность педагогов, родителей и детей по профилактике безопасности. Новыми формами совместной детско-взрослой деятельности являются совместные прогулки, просмотр видеофильмов, онлайн-общение, составление карты индивидуального безопасного маршрута, мини-собрания, ролевые и имитационные игры. В нашей группе все ребята знают правило: «От шалости до беды один шаг». Однажды я обратила внимание, что дети воспринимают слова «Ай, ой» и другие как сигнал опасности. Поэтому мы проиграли с родителями ситуации «Берегись автомобиля», «Посмотри налево, посмотри направо» с использование этих междометий. Если родители или дети делали что-то не так, их останавливал звуковой сигнал «Ай!» и т. п. Далее родителям было предложено «прогуляться» по-своему дому с детьми. Неосторожного человека даже дома подстерегают опасности. Их немало. Тут тоже нужно соблюдать правила.

Вот окно и балкон. Надо помнить: Нельзя высовываться из окна, сидеть на подоконнике или свешиваться с балкона. Ведь при этом ничего не стоит свалиться» – «Ох!».

К выключателю, розетке, электрическим приборам нельзя прикасаться – «Ой!».

Вот утюг. Он часто бывает очень горячим – «Ух!»

На плите ковшик с горячей водой. Проходя мимо, будьте осторожны. Если случайно зацепиться за ручку ковшика, можно опрокинуть его и вылить на себя кипяток. – «Ох!».

Нельзя играть и баловаться с ножницами, спицами, иголками – «Эх!».

Спички опасны, их только тронь сразу появится яркий огонь – «Ах!».

Таким образом, были придуманы особые знаки и для домашних опасностей. Новизна проделанной работы состоит в том, что междометия используются как опорные сигналы. У ребёнка возникает ассоциация со звуковой оболочкой, со словом, и он эту звуковую ассоциацию переносит в жизнь. Когда ребёнок слышит это слово, он вспоминает эту ситуацию опасности, которую уже проиграл с родителями. А так как игра – основной вид деятельности детей, то эта форма сигнала всегда работает.

Вместе с родителями и даже детьми нашей группы нам удалось придумать «Историю о том, как встретились Ай, Ой, Ах, Ох, Ух, Эх и что из этого получилось». Она уже в стихотворной форме позволила рассказать об опасности, которая так часто подстерегает малышей. Подобная форма представления знания о безопасности сможет оградить сначала детей, а затем и их окружение от возникшей опасности.

Публикации по теме:

Работа по пожарной безопасности с детьми старшего дошкольного возраста Почему - то существует мнение, что пожары чаще всего возникают по вине детей. В этом году на территории нашего поселения не успевали тушить.

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Инструкция по безопасности жизнедеятельности для воспитанников 1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: 1.1. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПОМЕЩЕНИИ -не засовывать.

Конспект НОД по безопасности жизнедеятельности и антитеррору «Путешествие в Страну Безопасности» (вторая младшая группа) Задачи. Обучающие: - обучать основам личной безопасности; - сформировать умения применять правила безопасного поведения в различных жизненных.

Основы безопасности жизнедеятельности в группе (фотоотчет)Основы безопасности жизнедеятельности в группе (фотоотчет) Одной из главных задач воспитателя является ОБЖ ребенка. В работе по охране жизни включаем все области развития. Работа по охране жизни.

Отчёт по безопасности жизнедеятельности в подготовительной группеОтчёт по безопасности жизнедеятельности в подготовительной группе В нашем детском саду проводился месячник по безопасности жизни детей дошкольного возраста. В рамках этого месячника проводились следующие.

Перспективный план работы по безопасности жизнедеятельности в старшей группеПерспективный план работы по безопасности жизнедеятельности в старшей группе Перспективный план работы по безопасности жизнедеятельности в старшей группе Месяцы,по неделям, ООД, методические приемы СЕНТЯБРЬ 1-я.

Перспективный план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Старший дошкольный возраст Основной целью, главной задачей любого цивилизованного общества, является обеспечение здоровья и сохранение жизни детей. В практику дошкольных.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Уголок безопасности жизнедеятельности в старшей группеУголок безопасности жизнедеятельности в старшей группе В нашем детском саду прошел смотр-конкурс уголков безопасности жизнедеятельности. Мы в своей группе вместе с родителями и детьми изготовили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как избежать беды? О нетрадиционных формах работы по безопасности жизнедеятельности
Опубликовано: 16 февраля 2020 в 07:42
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как избежать беды? О нетрадиционных формах работы по безопасности жизнедеятельности» (включая файлы) размещена пользователем Осипенко Нелли Арсентьевна (УИ 362422) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД