Осипенко Нелли Арсентьевна
Как избежать беды? О нетрадиционных формах работы по безопасности жизнедеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе
Везде, где есть жизнь, есть и опасность.
Ралф Эмерсон
В современном мире «маленьких» человечков подстерегает много опасностей. Взрослые заботятся о детях, любят, оберегают их, хотят, чтобы они выросли здоровыми, но, к сожалению, возникают ситуации, когда ребенок остается один на один с опасностью. Одной из главных задач в системе дошкольного воспитания, является задача по сохранению и укреплению здоровья детей, а это невозможно, если ребенок не научится находить выход из опасной ситуации. Поэтому работа по воспитанию у детей основ безопасности жизнедеятельности является особенно актуальной.
Публикация «Как избежать беды? О нетрадиционных формах работы по безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах
Что же такое безопасность? Безопасность – это потребность каждого человека, каждого живого существа. Ведь не зря же птицы улетают осенью в тёплые края, насекомые прячутся с приходом холодов, деревья сбрасывают листья. Так и человек, прежде всего, нуждается в безопасности, только тогда ему легче реализовывать свои мечты и цели, как в своё время это доказал А. Маслоу. Без безопасности невозможно жить полноценной и интересной жизнью, творить.
Мы педагоги-дошкольники проводим работу с детьми по формированию у них навыков социальной и физической безопасности. Основными являются понятия «надо поступать так», «так делать нельзя». Однако дети дошкольного возраста – это особая категория людей. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка правил безопасности не приемлема, она требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
С самого раннего возраста учить детей безопасному поведению на улице и в быту должны и дошкольные учреждения, и родители. Здесь можно вспомнить слова К. Г. Юнга: «Чем более интенсивно семья накладывает свой отпечаток на ребёнка, тем более этот ребёнок будет склонен видеть отражение своего детского миниатюрного мира в большом мире взрослой жизни…». Дошкольное учреждение тоже является в некотором роде семьёй, только уже не малой, а большой, объединяющей родительские (малые) семьи и влияющей на поведение ребёнка не в меньшей степени. Отсюда союз «взрослый и ребёнок» имеет воспитательное значение независимо от социальной роли одного из членов этого союза (родители – дети, воспитатели – дошкольники, поэтому важным условием является развитие взаимодействия детского сада (школы) и семьи адекватными поставленной цели средствами.
Одним из таких средств выступает совместная деятельность педагогов, родителей и детей по профилактике безопасности. Новыми формами совместной детско-взрослой деятельности являются совместные прогулки, просмотр видеофильмов, онлайн-общение, составление карты индивидуального безопасного маршрута, мини-собрания, ролевые и имитационные игры. В нашей группе все ребята знают правило: «От шалости до беды один шаг». Однажды я обратила внимание, что дети воспринимают слова «Ай, ой» и другие как сигнал опасности. Поэтому мы проиграли с родителями ситуации «Берегись автомобиля», «Посмотри налево, посмотри направо» с использование этих междометий. Если родители или дети делали что-то не так, их останавливал звуковой сигнал «Ай!» и т. п. Далее родителям было предложено «прогуляться» по-своему дому с детьми. Неосторожного человека даже дома подстерегают опасности. Их немало. Тут тоже нужно соблюдать правила.
Вот окно и балкон. Надо помнить: Нельзя высовываться из окна, сидеть на подоконнике или свешиваться с балкона. Ведь при этом ничего не стоит свалиться» – «Ох!».
К выключателю, розетке, электрическим приборам нельзя прикасаться – «Ой!».
Вот утюг. Он часто бывает очень горячим – «Ух!»
На плите ковшик с горячей водой. Проходя мимо, будьте осторожны. Если случайно зацепиться за ручку ковшика, можно опрокинуть его и вылить на себя кипяток. – «Ох!».
Нельзя играть и баловаться с ножницами, спицами, иголками – «Эх!».
Спички опасны, их только тронь сразу появится яркий огонь – «Ах!».
Таким образом, были придуманы особые знаки и для домашних опасностей. Новизна проделанной работы состоит в том, что междометия используются как опорные сигналы. У ребёнка возникает ассоциация со звуковой оболочкой, со словом, и он эту звуковую ассоциацию переносит в жизнь. Когда ребёнок слышит это слово, он вспоминает эту ситуацию опасности, которую уже проиграл с родителями. А так как игра – основной вид деятельности детей, то эта форма сигнала всегда работает.
Вместе с родителями и даже детьми нашей группы нам удалось придумать «Историю о том, как встретились Ай, Ой, Ах, Ох, Ух, Эх и что из этого получилось». Она уже в стихотворной форме позволила рассказать об опасности, которая так часто подстерегает малышей. Подобная форма представления знания о безопасности сможет оградить сначала детей, а затем и их окружение от возникшей опасности.