ромашкина ирина
Как формировать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы развивать эмоциональный словарь у старших дошкольников, воспитатель должен учитывать их возрастные особенности и постепенно усложнять задания. Узнайте, какую новую эмоциональную лексику осваивают дети в 5–7 лет, какие элементы включить в занятия, и как их проводить. Воспользуйтесь готовыми конспектами.
Развивать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет необходимо с учетом тех знаний и навыков, которые были сформированы на предыдущем этапе (в 3–5 лет)1. Однако эмоции старших дошкольников сложнее, речь более развита, поэтому занятия с ними следует выстраивать по-другому. Используйте методические рекомендации и готовые конспекты, чтобы организовать работу с детьми данного возраста.
Публикация «Как формировать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет» размещена в разделах
В чем особенности работы со старшими дошкольниками
Чтобы расширять эмоциональную лексику старших дошкольников, необходимо вводить в словарь более сложные для понимания эмоции : интерес, удивление, страх.
На занятиях следует стимулировать более сложные виды речевой деятельности. Для этого воспитатель просит детей давать на вопросы развернутые и обоснованные ответы. Важно, чтобы ребенок мог понятно и подробно рассказать о собственном эмоциональном опыте, произнести перед сверстниками выразительный монолог. При этом воспитатель обращает внимание на то, чтобы дошкольники использовали все средства экспрессии. Некоторые элементы занятия с детьми 5–7 лет повторяются, но усложняются. При этом необходимо вводить новые.
Какие элементы нужно включить в занятие для детей 5–7 лет
Познакомьте детей с историей (текстом или мультфильмом, в которой герои испытывают эмоции, понятные старшим дошкольникам: интерес, удивление, страх. Можно обратиться к историям, в которых герои испытывают уже знакомые детям эмоции : радость, грусть, злость. При этом воспитатель должен активизировать более сложную лексику этих эмоций. Например, слова «ликование», «весельчак» для базовой эмоции радость.
Задайте вопрос: «Что почувствовал персонаж, когда. ?" Этот вопрос активизирует в речи ребенка слова, которые обозначают оттенки эмоций. Например: страх, беспокойство, волнение, тревога, ужас. Детям 3–5 лет воспитатель задавал подобный вопрос в другой форме : «Какое настроение стало у героя, когда. ?»
Спросите:«Как вы думаете, персонаж очень-очень или совсем немного испугался (обрадовался, удивился и т. д. ?" В данном случае любые ответы детей правильные.
После этого спросите:«Какими словами можно выразить, что герой очень-очень или совсем немного испугался (обрадовался, удивился?" Внимательно выслушайте ответы детей, повторите их, добавьте свои варианты. Когда дети отвечают на эти вопросы, они начинают понимать оттенки эмоций, расширяют свой эмоциональный словарь. Например: герой сильно удивлен – поражен, ошарашен.
Обратите внимание детей на экспрессию, действия персонажей в эмоциональной ситуации. Если вы изучаете с детьми новую эмоцию, используйте те же методические приемы, что и в работе с младшими дошкольниками. Например, предложите разыграть экспрессивный этюд. В каждом этюде должны участвовать не менее 2–3 воспитанников.
Задайте вопрос: «Как выглядит и что делает человек, который. ?" Этот вопросактивизирует в речи детей слова, которые описывают действия, экспрессию героя, переживающего эмоцию. Например: ликование, восторг – улыбается, смеется. Если вы закрепляете знания дошкольников по уже изученной эмоции, этот вопрос можно задать, не демонстрируя иллюстрацию или экспрессивный этюд.
Задайте вопрос: «Какими словами можно назвать человека, который часто боится, беспокоится, трусит (трусишка, беспокойный, многим интересуется, любит получать новые знания (любознательный, преодолевает свои опасения, страх (храбрый, смелый, решительный, отважный) и т. д.». Этот вопрос активизирует в речи детей слова, которые обозначают качества персонажа, испытывающего эмоцию часто.
Попросите вспомнить сказки, истории, мультфильмы, стихи, в которых герои испытывают изучаемую эмоцию. Старшие дошкольники должны назвать конкретный эпизод действия. В отличие от занятия с детьми 3–5 лет на этот вопрос все воспитанники должны дать развернутый ответ. Заранее готовить ответы не надо. Дошкольники не только тренируют смысловую память, но и развивают монологическую речь в форме спонтанного речетворчества. Так они научатся понимать ситуационные причины эмоций.
Научите детей задавать вопросы, которые связаны с эмоциями и эмоциональной лексикой. Когда ребенок учится формулировать вопросы, он осваивает более сложный вид речевой деятельности и приобретает социальный опыт. Формы реализации этого приема могут быть разными.
Попросите детей вспомнить и рассказать, когда они испытывали изучаемую эмоцию. Например, чему удивились? Что было интересно узнать? От чего они были в восторге? Были ли какие-то события, которые привели их в восторг? Подобное задание на общем занятии следует давать только на позитивные эмоции. Оно позволяет детям осознать личный эмоциональный опыт, познакомиться с эмоциональным опытом других детей и соединить это со словом, обозначающим эмоцию. Кроме того, дети тренируются в монологической речи. В отличие от младших дошкольников дети 5–7 лет выполняют это задание без примера взрослого. Данное задание поможет понять эмоциональное состояние самого ребенка. Иногда ответы детей обнаруживают их скрытые качества, черты характера.
Чтобы запомнить последовательность вопросов, которые нужно задавать детям, опирайтесь на треугольник эмоционального словаря. Вершины треугольника – это три группы слов по каждой базовой эмоции. Во время занятия задавайте три вопроса: по одному для каждой группы слов, передвигаясь от одной вершины к другой, «проходя» треугольник.