Кожина Ирина Петровна
Консультация «Как дети реагируют на запреты? Как помочь ребенку правильно реагировать на «получение желаемого»
▼ Скачать + Заказать документы
Состояние, когда на пути к желаемому возникает препятствие - называют «фрустрацией».
Если фрустрирована важная, базовая потребность - в еде, безопасности необходимо удовлетворить потребность.
А если фрустрация вызвана запретом, необходимо научить ребенка правильно реагировать. Важно помнить, что эмоции всегда найдут выход.
Существует всего три выхода эмоций:
- Изменение ситуации, то есть ребенок получает желаемое, или ребенка отвлекают на что-то другое.
- Тчетность
Темочки:
Самый правильный выход эмоций. Но ребенка необходимо этому научить. Здесь необходима помощь взрослого, мама помогает ребенку «контейнировать» эмоции. Чтобы создать условия слез тчетности важно, во-первых, не обесценивать проблему и эмоции ребенка. И при этом вести себя спокойно, уверенно и не злиться. Ведь в этот момент рядом с ребенком должен быть понимающий, поддерживающий, принимающий его и его эмоции взрослый.
- Агрессия
Важно понимать, что злость – нормальная реакция здорового организма на преграду, мешающую получить желаемое. Ребенок еще не понимает, что далеко не всегда может получить желаемое. Он не рождается с умением «терпеть» и «ждать», этому еще предстоит учиться.
А агрессия направлена ребенком против других детей или взрослых. Это могут быть щипки, укусы, бранные слова, попытки причинить физическую или психологическую боль.
Типичная ошибка родителей заключается в подавлении чувства злости у ребенка и наложении абсолютного запрета на проявление любых агрессивных действий с его стороны. Если в семье преобладает авторитарный тип воспитания, и под запретом любая агрессия, то эмоция найдет выход через:
- аутоагрессию, то есть причинение вреда самому себе (ковыряние пупка, выдергивание волос и т. д.). Аутоагрессия небезопасна для психики ребенка, ее проявление должно служить сигналом о его внутреннем неблагополучии.
- психосоматику (эмоции выходят через болезнь).
Помните, нельзя кричать или наказывать, это лишь усилит стресс и негативные эмоции ребенка. Нужно действовать и говорить спокойно, но твердо. Правильные действия взрослого состоят в том, чтобы останавливать ребенка в момент совершения им агрессивных действий и сообщить ему о том, что вам неприятно и больно.
Важно подкрепить свои слова действиями - удержать руку ребенка при «замахе», если ребенок кусается, то прикрыть ладошкой рот. Но не применять физическую силу. В дальнейшем ребенка постарше надо учить заменять свои агрессивные действия словами, сообщая о том, из-за чего он злится.
Помимо этого важно обучать ребенка приемлемым способам выражения вербальной агрессии. Обучать ребенка приемам саморегуляции, умению владеть собой. Отработка навыков бесконфликтного общения в различных провокационных ситуациях. Для детей дошкольного возраста лучше всего для этого подойдет ролевая игра и сказкотерапия.
Как этому учить?
1. Вводите правила, которые ребенок должен стараться соблюдать всегда
Правила - это не запреты. Они включают в себя альтернативное разрешение.
Например:
- Драться нельзя, можно дружить.
- Игрушки отбирать нельзя, можно поменять чужую игрушку на свою.
- Кататься на горке (качаться на качелях) в одиночку нельзя, можно кататься
по очереди.
- Пихаться нельзя, можно сказать словами: «Отойди».
- Давать сдачи нельзя, можно кричать о помощи : «Спасите, помогите!»
- Доказывать свою правоту кулаками нельзя, можно сказать словами.
2. Профилактика агрессии:
- Играйте в игры/читайте сказки где проявляется дружба.
- Помогайте устанавливать дружеские контакты.
- Поощряйте дружбу (интерес взрослого, приглашение в гости и т. д.)
3. Играйте в игры «от агрессии» : драка воздушными шариками/подушками; «обзывалки» безобидными словами; выбивание ковра/одеяла; разрывание бумаги на скорость и бросание друг в друга; пинание/бросание мяча; игра в зоопарк со скалящимися и рычащими животными; кусание, к примеру, батона как «зверь».
И помните самое главное ваш пример в конфликтных ситуациях. У дошкольников сильно развито подражание, они копируют поведение взрослых и друг друга.