Марина Севостьянова
Консультация «Как делать замечание другим детям»
▼ Скачать + Заказать документы
1. С детьми разбираются родители.
Правило, из которого, как ни старайся быть корректной, есть исключения. Чужой ребенок обижает твоего ребенка, чужой ребенок берет без разрешения ваши игрушки, родители чужого ребенка не реагируют либо их не видно – и ты вынуждена вмешаться. Как?
2. Мы не воспитываем чужих детей, мы обозначаем границы допустимого в отношении своего ребенка и свое право на свои игрушки, вещи, гаджеты.
Публикация «Консультация „Как делать замечание другим детям“» размещена в разделах
Как это выглядит (звучит) на практике. Не "не толкайся", а "я не разрешаю тебе толкать мою девочку", либо "пожалуйста, не толкай мою девочку". Не "не трожь!", а "это наш самокат, я не разрешаю тебе его брать", либо "это наш самокат, прежде чем его взять, попроси, пожалуйста, разрешения у Маши".
Мы не воспитываем чужих детей, мы устанавливаем (контролируем) правила игры.
Не "не отбирай у Маши самокат!", а "давайте кататься по очереди, ты прокатился, сейчас Маша проедет круг, потом снова ты". Не "отдай Маше самокат", а "сейчас Машина очередь кататься", и крепко держите самокат.
Почему важно вмешиваться в детские конфликты (особенно в малышовые?
Правила мирного сосуществования, правила вежливости появились у человечества не за год или два, это плод тысячелетнего опыта проб и ошибок. Вряд ли кто-то из нас сознательно хочет этим опытом пренебречь и растить детей, как маленьких дикарей. Поэтому наша задача и ответственность как взрослых – научить детей приемлемым в обществе, цивилизованным способам общения и разрешения конфликтов. И вмешиваясь в детские ссоры, мы показываем им модель правильного взаимодействия.
3. Мы не даем оценку поведению ребенка, мы просим его не доставлять дискомфорт другим людям (нам).
Не "не болтай ногами, это некрасиво" и тем более не "сиди ровно, девочки не должны болтать ногами", а "пожалуйста, осторожнее, ты задеваешь меня ногами".
Если чужой ребенок мешает вам, например, болтает ногами в автобусе и задевает вас – не "не пинайся" или "не болтай ногами", а "пожалуйста, не пинай меня".
4. Вежливость.
Уверенный, но доброжелательный тон. Мы не ругаем чужого ребенка, мы просим его не мешать нам. Вежливость поможет также не настроить родителей ребенка против себя. И не вызовет резкий протест против вас у самого ребенка.
Дети учатся социальному взаимодействию у взрослых. Уважайте малыша, и он, когда вырастет, будет уважать вас, когда вы состаритесь. Не кричите на чужого ребенка, и он не будет кричать на вашего.
5. Чего делать нельзя :
Нельзя делать замечания, когда ребенок плачет. Какой бы дискомфорт у вас это ни вызывало, родители разберутся сами. Как бы вам ни казалось, что родители не справляются, родители разберутся сами. Только родители знают, почему ребенок плачет, почему ребенок не перестает плакать и что делать, чтобы ребенок перестал плакать.
Фамильярничать с ребенком. "Ты че дерешься", "Ты че ревешь" – это фамильярность. И для детей она столь же оскорбительна, как и для взрослых, но ребенок, в силу возраста и субординации, не может вам адекватно ответить и защитить свои границы, которые вы нарушаете формой обращения, резко входя в близкий круг ребенка. Обсуждать поведение ребенка и его родителей в третьем лице при ребенке и родителях. Это недопустимое нарушение личных границ ребенка и родителей. Понятно, что вы рассержены и вам хочется "отомстить", но воздержитесь, не опускайтесь до базарного уровня.
6. Обращайтесь к родителям без обвинений, без грубости. Допустимые формы:
— "Будьте добры, вмешайтесь, ваш малыш расстраивается, что я не даю ему наш самокат".
— "Кажется, в песочнице назревает ссора. Ваш ребенок там есть?"
— "Извините, вы не могли бы придержать ножки малыша?"
— "Помогите мне, пожалуйста, организовать очередь на горку".
И если родители попросили прощения за своего малыша и вмешались в ситуацию, не стоит продолжать разговор.