Юлия Конюхова
Консультация «Как бороться с капризами и истериками ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Капризы и истерики детей 4-5 лет. Как с ними бороться.
Дети не рождаются капризными и упрямыми, и это не возрастные особенности. Нельзя эти проявления оправдывать характером, ибо характер не является врожденным и неизменным, а формируется на протяжении всей жизни человека. Капризным ребенок становится в результате допускаемых ошибок воспитания.
Публикация «Консультация „Как бороться с капризами и истериками ребенка“» размещена в разделах
- Детские истерики. Консультации
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Темочки
У детей второго и третьего года жизни капризы часто связаны с неудовлетворением естественных потребностей (хочет есть, пить, спать, с ощущением дискомфорта (замерз, устал, тесная обувь, неудобная постель) Однако эти проявления нельзя назвать капризами : достаточно устранить причины, создающие неудобства, и ребенок снова спокоен. Задача взрослых - предвосхищать попытки ребенка криком добиваться желаемого; это серьезная предпосылка возникновения капризов у детей.
В более старшем возрасте, 3-5 лет, часто капризы ребенка принимают за нервные проявления в поведении. Нервность приписывают ему особенно тогда, когда капризы выражаются в столь бурной форме, что малыш не только кричит, но и замахивается на взрослого, разбрасывает игрушки, бросается на пол…
Чтобы исключить предположение о якобы нервном ребенке, следует показать его врачу. Взрыв детских капризов - это тактика малыша добиться своего, особенно если его «хочу» вдруг неожиданно наталкивается на отказ со стороны взрослого.
Как же следует относиться к таким проявлениям детских капризов? Сдержанность, невозмутимость в разговоре с ребенком, недопустимость проявления жалости к нему - лучшие помощники в подобных случаях. Всегда надо иметь ввиду, что бурная сцена рассчитана ребенком на то, чтобы добиться от вас уступки. Когда же он убеждается, что возле него нет сочувствующих и никто не спешит успокоить его, ему ничего не остается, как прекратить сцену. Скоро малыш поймет, что его вопли и крики никого не трогают, привычка имитировать истерику постепенно исчезнет. Трудно при истериках ребенка сохранять спокойствие, но терпите. В переговоры вступайте, когда ребенок утихнет. Можно обнять его и посочувствовать: «Мне так жаль, что ты не сдержался», «Я знаю, что тебе было плохо». Учите ребенка выражать свои чувства словами. Спросите его: «Что ты чувствуешь?» После истерики скажите ребенку, как вас это огорчило, что он бушевал из-за пустяка. Уверьте ребенка, что вы его любите, несмотря ни на что, чтобы у него не возникало чувства вины. Главное не менять тактику поведения взрослым.
Четырехлетние малыши уже довольно самостоятельные личности. Они ходят в дошкольное учреждение, имеют любимые занятия, у них есть собственные предпочтения. А также четырехлетние дети уже достаточно большие, чтобы при помощи слов сформулировать свои «хочу», выразить ощущения и потребности.
Тогда почему ребенок стал капризным в 4 года? Возможно, его капризность является своеобразным копированием модели поведения традиционной для данной семьи? Ведь, если таким образом между собой взаимодействуют взрослые, то чего же можно ожидать от их чада? Поэтому нужно стараться, чтобы малыш не присутствовал при ссорах и конфликтных ситуациях родни. Также не следует общаться с ним на повышенных тонах.
Истерики, показное непослушание, капризность трехлетнего периода являлись для детей своеобразной пробой манипуляций родителями. Аналогичное поведение в четырехлетнем возрасте свидетельствует, что такая манера себя вести стала уже привычной. Ведь для малышей четырех лет капризность является проверенным способом добиться желаемого от старших. Так зачем же им пренебрегать?
Нередко при помощи капризов ребенок всего лишь пробует привлечь родительское внимание. Наряду с этим чрезмерно заласканные дети также часто бывают капризными. Избыточное внимание, перерастающее в гиперопеку, утомляют детей, вследствие чего они становятся неуправляемыми и добиваются своего истериками.
В этом возрасте дети хотят иметь возможность выбора. Они тоже хотят решать на какую площадку им пойти гулять, к кому в гости пойти. А взрослые постоянно диктуют им свои условия. Если взрослые с ребенком как друзья, как партнеры, то и ребенок инициативен, умеет сам принимать решения. А если взрослые подавляют его волю, то зачастую такие дети не могут даже ответить на элементарный вопрос не оглянувшись на родителей.
Вывод: семья играет решающую роль в развитии ребенка, оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка.