Анна Морозова
Сценарий коррекционно-развивающей деятельности «Учимся бороться со злостью»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающая деятельность с элементами песочной терапии.
Предполагает подгрупповую форму проведения (не более 5 детей) и предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет).
Цель КРД
: коррекция агрессивных проявлений и развитие эмоциональной сферы детей.
Задачи:
1. Образовательные:
• Познакомить детей с некоторыми приемлемыми методами для выражения подавленного гнева
• Уточнить представления детей о положительном и негативном (агрессивном) поведении и его последствиях.
• Побуждать высказываться аргументированно, рассуждать, объяснять.
Публикация «Сценарий коррекционно-развивающей деятельности „Учимся бороться со злостью“» размещена в разделах
2. Развивающие:
• Развивать эмоционально- чувственный мир детей.
• Развивать коммуникативные навыки детей.
• Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
3. Воспитательные:
• Совершенствовать навыки позитивной коммуникации
Оборудование:
Картинки с изображением сердитого дога Буля и доброго утёнка, кубик эмоций, магнитная доска, маркеры, набор демонстрационных карточек «Где прячется злость?», набор бумаги темных цветов (чёрный, темно-синий, бордовый, темно-красный и т. д., мяч, кинетический песок на каждого ребенка, наборы камешков марблс, коробочка с прорезью, смайлики 2-х цветов – красный и зеленый.
Предварительная работа: знакомство с основными эмоциями человека, в т. ч. со злостью; обучение правилам работы с песком, беседа о соотношении цвета и эмоций.
Сценарий КРД
Организационный этап.
Приветствие в кругу:
-Ребята, сегодня мы будем здороваться необычным способом. Сначала попробуем поздороваться ножками- по очереди передавая друг другу приветствие, чуть-чуть наступаем соседу на ногу и произносим «Топ-топ!».
А теперь здороваемся руками: «Чик-чик! Плечами: «Брык-брык! Нажимаем соседу на нос: «Пи-и-ип!»
Разминка «Кубик эмоций»:
А теперь нас ждет наш волшебный кубик: будем по очереди его бросать. Какое настроение выпадет на грани кубика, такое настроение мы попробуем изобразить! Ребята, как называются эмоции которые мы изображали? (ответы детей).
Основной этап:
Сказка «Сердитый дог Буль»
Детям предлагается присесть и послушать сказку.
Беседа по сказке:
- Почему никто из обитателей двора не захотел дружить с Булем?
- А вы встречали людей, похожих на сердитого дога Буля?
- Бывало ли такое, что иногда вы сами становились похожими на такого дога Буля? В каких ситуациях это происходило? (ответы детей, в случае затруднения педагог первым подает пример, рассказывая о случаях, когда ему приходилось злиться).
- Ребята, а что произойдет, если мы будем похожими на дога Буля? К чему это приведет? А как же это можно предотвратить? Что нужно сделать? (педагог подводит детей к мысли, что нужно научиться справляться со злостью).
-Сегодня мы попробуем научиться справляться со своей злостью и гневом! Но сначала немного отдохнем – превратимся в героев сказки.
Психогимнастика «Злой дог и добрый утенок»: дети изображают сердитого дога Буля, а затем доброго утёнка.
-Ребята, а что вы чувствовали, когда превращались в сердитого дога? А в доброго учёнка? (рефлексивный момент, вербализация эмоционального состояния).
Упражнение «Где прячется злость?»
-Вы знаете о том, что наша злость, которая сидит внутри нас, может прятаться в разных местах?
Короткая беседа с показом картинок: злость может прятаться в ногах или носках, руках или пальцах, голове, во рту или в языке и т. д. Поощряются высказывания детей, задаются дополнительные вопросы (если злость прячется в языке или во рту – как это проявляется? Что мы делаем).
- Ребята, а давайте попробуем определить, где же прячется злость в нас самих? Закройте глаза, сосредоточтесь. Молча покажите, в какой части тела спряталась ваша злость?
Упражнения на стабилизацию агрессивного состояния.
Отлично! Мы уже нашли свою злость и где она прячется. Но как же нам с ней справляться? Что можно сделать, если злость прячется в руках?
Упражнение «Лимон»: нужно представить, что в руках находятся лимоны, из этих лимонов в момент злости можно выжимать сок.
Упражнение «Рвакля»: детей подводят к столику с разложенной бумагой, предлагается выбрать листок с цветом своей злости и порвать его как можно мельче. Кроме того, можно показать, что бумагу возможно смять изо всех сил и бросить в мусорное ведро, представляя, что выбрасывается злость.
- Что можно сделать если злость прячется в языке или во рту, или в зубах? Тогда мы ругаемся и говорим обидные слова. Но есть один секрет: поругаться можно, но только не обидно, а смешно.
Игра «Обзывалки»: дети перекидывают мяч друг другу, произнося слова «А ты, (имя) морковка!». Игра проводится в быстром темпе.
- Если злость прячется в ногах, или в носках, а может быть в обуви? Тогда можно со злостью вытирать ноги об коврик и представлять, как злость уходит от вас! А если коврика нет? Тогда можно сильно-сильно потопать ногами!
Упражнение «Коврик злости», «Топалки».
- Ребята, а вы знаете о том, что справляться со злостью можно и с помощью волшебного песка?
Работа с кинетическим песком. Дети рассаживаются за столы с приготовленным материалом.
Упражнение «Шар злости».
- Разомните как следует песок, мните его, пока он не станет пластичным. Какой он – жесткий или мягкий? Теплый или прохладный? Сейчас представьте, что вся злость перешла в ваши руки. И этими злыми руками мы вылепим большие шары – шары злости. Готово? А теперь сделайте с помощью пальцев или стеки на шаре злое-злое лицо! (при затруднении предлагается картинка с изображением эмоции «злость, гнев»). Пока вы лепите, весь ваш гнев и злоба уходят в этот шар. Ну а теперь пришло время разрушить шар злости! (выплескивание агрессии) Давите его, поколотите кулаками, разметайте песок! Шар злости должен исчезнуть!
Упражнение «Ладошка доброты».
-Если ваша злость ушла, положите руки на песок (включается музыка для релаксации, инструкции далее даются тихим, спокойным голосом). Руки выпустили злость, стали спокойными и добрыми… теперь они могут сделать что-то волшебное, удивительное. Разгладьте песок, чтобы его поверхность стала ровной. Приложите к нему свою ладонь, сделайте отпечаток. Теперь наши ладошки останутся на песке. Сделайте их волшебными – украсьте отпечатки так, как вам хочется.
- Что вы чувствовали, когда лепили шар злости? А ладошку доброты? (ответы детей)
Заключительный этап.
- Чтобы вы всегда были добрыми и дружными, давайте поиграем в веселую игру!
Игра «Мостики дружбы»: детям предлагается сделать мостики дружбы, соприкасаясь ногами, пальцами, руками, локтями, коленками, носами, ушами, обнимашками. Приветствуется фантазия детей.
Рефлексия (в кругу).
- Что больше всего понравилось? Что было делать легче, а что труднее? Мы сегодня познакомились с разными способами избавления от злости. Какие из них пригодились бы бульдогу Булю? Давайте окружим его добротой – на каждый ваш совет для него будем рисовать сердечко (работа с доской – кроме общих советов, которые дадут дети, необходимо вспомнить все способы избавления от злости, которые были на занятии).
- А какие из способов были полезными для вас?
- Всё когда-нибудь заканчивается, вот и наша встреча подошла к концу. Сейчас, когда вы будете уходить, выберите смайлик – зелёный, если настроение хорошее, красный – если настроение не очень хорошее, и опустите его в «волшебную» коробочку.
Литература:
1. Коррекционно-развивающие занятия по снижению детской агрессии. С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко. - Волгоград: Учитель.
2. Агрессивные дети. Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - М: Генезис.
3. Игротерапия – как предолеть агрессивность у детей. А. А. Романов. - М:ТЦ «Сфера»