Пормейстер Ольга Викторовна
Как автоматизация звуков влияет на речь ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Речь ребенка формируется постепенно. Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке.
Публикация «Как автоматизация звуков влияет на речь ребенка» размещена в разделах
Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука.
В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя.
Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением
согласных);
2. Автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
3. Автоматизация звука в предложениях;
4. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
5. Автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
6. Автоматизация звука в разговорной речи.
Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку
Перед Вами – родителями – стоит непростая задача: ребёнку надо помочь закрепить новый навык в речи и скорее «затормозить», «забыть» дефектное произношение.
Процесс этот достаточно длительный и требует настойчивости, терпения, как со стороны взрослого, так и ребенка. В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребенка за своей речью! Выполняйте все рекомендации логопеда, занимайтесь ежедневно, так как навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия, в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время.
Помните! Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь : за доли секунды определить наличие отрабатываемого звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забыть и о том, как правильно произносится звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребенку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймете, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите малыша, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, ребенок забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса.
Занятия не должны сводиться к простому проговариванию, лучше использовать игровые приемы для поддержания устойчивого интереса к данному виду деятельности.
1) Сначала звук необходимо закрепить изолированно, т. е. отдельно от всех других звуков.
2) Далее необходимо закрепить произношение звука в слогах. При автоматизации в слогах мы соединяем согласный звук с гласными. Например, звук [c] :
- сначала отрабатываем прямые слоги: са, со, су, сы;
- затем обратные: ас, ыс, ос, ус;
- далее слоги, где звук находится между гласными: аса, асо, асы, ысы, ыса;
- и, наконец, слоги со стечением согласных (берутся те согласные, которые не нарушены у ребёнка) : ста, спа, смы, смо, сну, ско и т. п.
Автоматизацию звука в слогах проводим в форме игровых упражнений.
В коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие поэтические тексты или загадки для автоматизации определенного звука или дифференциации звуков. Затем с помощью простых, доступных восприятию ребенка символов рисуются мнемотаблицы. При плохом воспроизведении звука не рекомендуется прерывать ребенка, а продолжать работать. Это время, когда совершенствуется детский самоконтроль для речевой деятельности. У родителей целесообразно формировать собственное правильное отношение к нарушениям речи у ребенка : — не ругать его за речь; — незаметно исправить неправильное произношение; — формировать позитивный настрой ребенка на занятия с логопедом. Родителям следует понимать, что им нужно быть готовыми к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и себя к занятиям с ним. Необходимо учитывать важность речевой среды ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь взрослых в присутствии ребенка обязательно должна быть четкой, грамотной, выразительной. [1] Кроме того, родители сами обязаны научиться осуществлять и демонстрировать ребенку несложные артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к качественному воспроизведению звука. Окружающим ребенка взрослым следует понимать, что детский лепет может привести к устойчивости неправильного навыка в произношении. Родители необходимо уделять особое внимание домашним заданиям. Материал, который использует на своих занятиях логопед в течение недели с ребёнком, отдают дома на закрепление в виде различных упражнений.
Таким образом, автоматизация звуков – очень важный и необходимый этап в коррекционной работе по постановке звуков речи.