Елена Гречишкина
Качественные изменения в общем процессе психического и личностного развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Качественные изменения в общем процессе психического и личностного развития детей
В эмоциональной сфере это:
• Развитие и понимание эмоций как положительных, так и отрицательных;
• Развитие социальных эмоций;
• Формирование моральных переживаний;
• Развитие эмпатии;
• Формирование высших чувств, выражающих отношение человека к миру и окружающим его людям (этические, интеллектуальные, практические);
Публикация «Качественные изменения в общем процессе психического и личностного развития детей» размещена в разделах
• Усвоение языка чувств и способность к их вербализации;
• Умение произвольно управлять чувствами.
В мотивационной сфере это:
• Доминирующие установки (предрасположенность к определенной форме реагирования);
• Индивидуальная мотивационная система;
• Устойчивый характер соподчиненности мотивов и потребностей поведения;
• Зарождение истинно мотивационных форм поведения;
• Проявление эмпатии и самоконтроля определяют морально - нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе.
В когнитивной сфере это:
• Развитие «Я - концепции»;
• Представление о том, каким человеком он сможет стать («потенциальное «Я - образ»).
Л. С. Выготский (1960) сформулировал три основных закона развития высших психологических процессов человека, имеющих прямое отношение к характеристике и формированию нравственных качеств :
1. Возникновение нравственных процессов личности есть продукт его деятельности. Социальные и внешние опосредованные нравственные процессы и ее деятельность превращаются в индивидуальные, психологические и внутренние структуры, сохраняя свою принципиальную значимость.
2. Идея функциональных, психологических систем и необходимость раннего стимулирования самоактивности ребенка, продиктованы наличием присущих, определенным возрастным периодам, оптимальных сочетаний и условий для развития определенных способностей.
3. Закон, открывающий место и роль речи как функции, составляющий условия возникновения сознательной интеллектуальной и волевой деятельности человека в нравственном развитии.
Ребенок осваивает связь между действием и наказанием (ранний возраст). Он понимает, что каждый поступок имеет последствия: логическое понимание (младший дошкольный возраст); ребенок может сам оценить свои поступки, причину их побудившую: оценка и покаяние (старший дошкольный возраст).
Основным показателем развития нравственных качеств ребенка дошкольного возраста является способность к внутренней мотивации поведения в ситуации морального выбора. Понимание ребенком ситуации морального выбора складывается под влиянием трех моментов: стремление уйти от необходимого выбора, моральной оценки возможных вариантов, факторов определяющих реальный выбор.
У дошкольников нравственные понятия, нормы и правила не осознаются, в своих эмоциональных переживаниях ребенок практически полностью зависит от одобрения или неодобрения взрослых, при этом нравственное поведение основывается на принципе полезности.
Рисунок 1 – Уровни становления нравственных качеств индивида
Адаптируясь, к нравственным нормам социума, ребенок как бы экспериментирует с применимостью этих требований к своей личности, манипулирует их последовательностью и устойчивостью.
Дадим обобщенную характеристику уровня выраженности, параметров нравственных качеств личности дошкольника, путем выделения их в типs предложенную В. С. Мухиной:
Первый тип – нравственно – воспитанный. Хотя в целом он характеризуется еще недостаточным пониманием этических понятий, но уже существующие представления о нравственных нормах позволяют ребенку оценивать происходящее и предвидеть последствия правильных и неправильных действий.
Нравственные законы трактуются исходя из принципа полезности, и реализуются в поведении при наличии одобрения и контроля со стороны взрослых.
Второй тип – нравственно - послушные. Они характеризуются недостаточным пониманием нравственных понятий. Нормы и правила не осознаются, а их нарушение не вызывает негативных переживаний.
Чувство долга испытывается только по отношению к матери и друзьям. В общении наблюдается тенденция к доминированию.
В целом поведение строится и оценивается в соответствии с требованиями и интересами социального окружения. Нравственным ориентиром является стремление избежать наказание.
Способность в относительно длительное время поступать нравственно обеспечивается, с одной стороны одобрением и контролем окружающих взрослых, а с другой стороны знанием и пониманием этических требований и возможных последствий их нарушения.
Третий тип – нравственно – неустойчивый. Он характеризуется непониманием этических понятий, ошибочным представлением о нравственности, неспособностью прогнозировать развитие событий и незнанием нор морали. В поведении наблюдается с одной стороны стремление к утверждению своей воли при неадекватном оценивании приемлемости поведения, как своего, так и других. С другой стороны присутствует желание соответствовать общим правилам и интересам большинства