маргарита мошкова
Эффективность работы ДОУ с семьей по формированию здоровья детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в воспитательно-образовательной работе педагогов дошкольных учреждений.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходят его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Мною разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:
Публикация «Эффективность работы ДОУ с семьей по формированию здоровья детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Учитывая то, что здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их знаний в области ЗОЖ, я выяснила в какой информации нуждаются родители.
Как показало анкетирование родителей «Сотрудничество ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка», устный опрос, беседы, родители недостаточно компетентны в вопросах воспитания основ культуры здоровья детей, а многие родители совершенно не уделяют внимания вопросам ЗОЖ.
Родители зачастую, конечно из лучших побуждений, оберегают своих детей от физических усилий (не бегай, не прыгай, а то упадешь, и даже от здорового соперничества в подвижных играх. Такая родительская любовь рискует превратиться в свою противоположность и принести только вред.
Изучение организации домашней предметно - развивающей среды в физическом воспитании детей показал, что в этих семьях практически отсутствует спортивный инвентарь, не используются совместные игры взрослых и детей, походы, прогулки на свежем воздухе и другие формы досуга. Поэтому многие дети при поступлении в детский сад имеют слабое физическое развитие. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организовать режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию дома и в детском саду. Обозначенные проблемы обусловили необходимость разработки формирующих мероприятий по поиску эффективных путей взаимодействия с родителями для сохранения и укрепления здоровья старших дошкольников.
Путь вовлечения родителей в процесс формирования ЗОЖ начинается с индивидуальных углубленных бесед на темы «Личная гигиена в детском саду и дома», «Здоровье дошкольника в современном мире», «Цветомузыкальная гимнастика дома», «Вредные привычки у взрослых и их влияние на ЗОЖ детей», и т. д.. Такая форма позволяет корректировать программу оздоровления ребенка, получать вовремя информацию по проблемам семьи в области здоровья. Для обогащения опыта оздоровительной деятельности в семье, накоплению у родителей знаний по грамотной организации навыков здорового образа жизни детей, в группе оборудована «Библиотечка здоровья», где располагается педагогическая литература, фотоальбомы: «Азбука режима», «Хорошо у нас в саду», широкий спектр иллюстраций и фотографий с различными видами спорта, дидактический материал.
Еще одна форма работы с родителями, которая активно используется - это наглядная агитация по ЗОЖ. Темы подбираются, исходя из наблюдений, пожеланий родителей, особенностей здоровья ребенка, «почты доверия» : «Как с пользой провести выходной день с ребенком», «Создание необходимой развивающей среды в домашних условиях», «Какие виды спорта полезны в дошкольном возрасте». Я уверенна, для того, чтобы вовлечение родителей в работу по оздоровлению детей было успешным, следует активно, непрерывно, гибко, позитивно обмениваться информацией с родителями. Иллюстрации с изображением различных ситуаций (стенгазета, фото-стенд «Спорт-залог здоровья», памятки «Правила этикета», «Семейный кодекс здоровья» помогают изменить жизненную позицию родителей, оказывают адресную помощь в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
С целью повышения активности родителей воспитанников к участию в процессе формирования ЗОЖ одна из важных форм, на мой взгляд, является совместная деятельность взрослых и детей : спортивные праздники, развлечения, досуги «Самые сильные и здоровые», «Сделаем мир цветным». В концерте артистов «Театры здоровья» родители получают возможность принять участие в театрализованных музыкальных постановках. Концерты проходят перед родителями на групповых мероприятиях, перед детьми других групп детского сада. Эти мероприятия проходят весело и задорно, помогают родителям плодотворно проявить свои способности, восполнить свои пробелы в данном направлении, увидеть достижения своих детей.
Огромную радость получают дети и родители от совместных выставок детских работ «Будь осторожен», «Если хочешь быть здоров». Педагоги совместно с родителями обогатили «Центр двигательной активности» спортивным инвентарем и атрибутами. Вся совместная деятельность помогает родителям увидеть, как формируются у ребенка представления о самосохранении и здоровом образе жизни.
Позитивно и эффективно проходят родительские собрания, организованные в форме заседания «круглого стола» на темы: «Организация здоровьеукрепляющего режима», «Закаливающие процедуры дома и в ДОУ», консультаций врачей специалистов с целью передачи информации о реальной и потенциальной пользе ЗОЖ в жизни ребенка. Родители поделились семейными традициями и опытом приобщения детей к здоровому образу жизни. Родители познакомились с рисунками ребят на тему «Выходной день в моей семье». Они смогли не только порадоваться развитию изобразительного таланта своих детей, но и узнать, как проводят свои выходные другие семьи. На фоне обмена дружеским опытом информация о возможных способах организации досуга была воспринята с большим интересом. Она вызвала активное обсуждение и породила новые идеи самих родителей.
Систематически для родителей организуются дни открытых дверей. На мой взгляд, это эффективная форма вовлечение членов семей в педагогический процесс. В течение дня папы, мамы, бабушки и дедушки имеют возможность посетить утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, прогулку, закаливающие процедуры и другие режимные моменты. Родители знакомились с соблюдением режимных процессов в детском саду и особенностями сбалансированного питания детей в ДОУ. Получили возможность сравнить среду обитания своего ребенка в ДОУ и в семье. Свои впечатления посетители оставляют в книге отзывов и предложений. Затем мы анализируем все мероприятия, делаем выводы, подводим итоги. Как правило, родители бывают очень довольны. Но иногда у них возникают вопросы, нам важно каждое их высказывание. Ведь если они что-то не поняли, не так восприняли, необходимо принять это к сведению и разъяснить. В итоге возникла потребность родителей в получении консультаций по вопросам, связанным с формированием навыков ЗОЖ своего ребенка.
Таким образом, данная система показала эффективность работы ДОУ с семьей по формированию здоровья детей старшего дошкольного возраста.
1. Улучшилось физическое развитие и снизилась заболеваемость детей.
2. Изменилось отношение детей к своему здоровью. Во время повторных бесед о здоровье дети давали полные, развернутые, обобщенные ответы.
3. Повысился уровень знаний родителей в области сохранения и укрепления здоровья детей в семье посредством педагогического просвещения.
4. Появилась потребность в активном участии родителей в физкультурных и оздоровительных мероприятиях.