Марина Красикова
К вопросу об эмоциональном выгорании педагога
▼ Скачать + Заказать документы
В течение последних трех десятилетий проблема исследования феномена эмоционального выгорания встала особенно остро. Актуальность данной проблемы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога и его роли в учебно-воспитательном процессе, т. к. профессия педагога обладает огромной социальной важностью. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия относится к разряду стрессогенных и в большей степени подвержена влиянию феномена эмоционального выгорания. Это связано с тем, что труд педагога отличает очень высокая эмоциональная напряженность, а психическая загруженность увеличивает риск возникновения эмоционального выгорания и снижает эффективность профессиональной деятельности педагога.
Публикация «К вопросу об эмоциональном выгорании педагога» размещена в разделах
Проблема эмоционального выгорания в отечественной психологии и педагогике не достаточно разработана. На данном этапе опубликованы работы Н. В Гришиной, Э. Ф Зеер, В. Е Орел, Т. В Форманюк и др. В зарубежных психолого-педагогических исследованиях данная проблема представлена значительно шире (К. Кондо, Х. Кюйнарпуу, С. Маслач, Е. Махер, А. Пайн, П. Торнтон, Х. Дж. Френденбергер, Р. Шваб и др.)
Однако, несмотря на то, что в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке, уже сложились теоретико-методологические основы изучения эмоционального выгорания специалистов педагогических профессий, фактически роль эмоций в профессиональной педагогической деятельности не достаточно оценена.
Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности [4, c. 121].
К 1982 г. в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по «эмоциональному выгоранию». Представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер. Первоначально количество профессионалов, относящихся к подверженным «эмоциональному сгоранию», было незначительно - это были сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций.
Р. Шваб расширяет группу профессионального риска: это – прежде всего учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех уровней. Как пишет К. Маслач, одна из ведущих специалистов по исследованию «эмоционального сгорания», «деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время» [6, c. 70].
Таким образом, к настоящему времени существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [6, c. 72].
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и т. д. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
Редукция профессиональных достижений – это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Исследования последних лет позволили существенно расширить сферу распространения этой структуры, включив профессии, не связанные с социальной сферой, что привело к некоторой модификации понятия «выгорания» и его структуры. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом [6, c. 74].
После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались в два больших блока, особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными [3, c.110]. Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. Так, Форманюк Т. В. выделяет личностные, ролевые и организационные факторы [4, c.56], у К. Кондо соответственно: индивидуальные, социальные и «характер работы и рабочего окружения» [5, c. 92].
В. В. Бойко выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание [1, c. 82].
Группа организационных (внешних) факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания.
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, автор относит: склонность к эмоциональной ригидности, слабую мотивацию эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, нравственные дефекты и дезориентацию личности [2, c. 82].
К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Т. В. Решетовой:
- неэмоциональность или неумение общаться;
- алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения, всегда связано с тревогой;
- трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);
- люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т. д.).
Таким образом, проведя анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития эмоционального выгорания педагога, мы выявили, что синдром эмоционального выгорания развивается в процессе профессиональной деятельности педагога в форме стереотипа эмоционального поведения, проявляющегося в особенностях профессионального общения. Синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно и инициируется комплексом факторов, включающих индивидуально-психологические особенности педагога и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера. В связи с этим возникает необходимость в определении стратегии и основных способов преодоления эмоционального выгорания педагога, разработки программ профилактики, с целью предупреждения развития выгорания у представителей педагогических профессий.
Литература
Бойко В. В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и на других. М. : Информац. Издт. дом Филин, 1996.
Орел В. Е. Исследование феномена психического сгорание в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 2007.
Орел В. Е., Шемет И. С. Исследование влияния содержания деятельности на удовлетворенность трудом // Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. Ярославль, 2007.
Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6.