Оксана Лавриненко
К вопросу о роли фольклора и художественной литературы в формировании нравственных качеств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте дети очень активно воспринимают окружающую среду, и именно это явление способствует их всестороннему развитию. Педагог, работая с детьми, постепенно и целенаправленно помогает им понять и осознать реальность и воспитывает правильное отношение к явлениям жизни, которые доступны их пониманию.
Формирование нравственных ценностей, таких как добро и зло, можно осуществлять, используя не только собственный пример, но и читая произведения фольклора и художественной литературы. Различные жанры художественного слова, такие как сказки и рассказы, стихи и потешки, пословицы и поговорки, считалки и загадки, оказывают влияние на формирование нравственных понятий у детей. Это сложный и длительный процесс, который требует систематической и планомерной работы. Когда дети слушают разные произведения, они верят в то, что происходит в них, они переживают за героев, радуются их успехам и огорчаются их неудачам. Постепенно у детей формируется их собственное представление о взаимоотношениях между людьми и о явлениях окружающего мира. У них развивается познавательный интерес и умение дружить.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Чтение, детская литература
- Темочки
В своей работе педагогу следует использовать различные методы знакомства с художественными произведениями.
Чтение - это акт дословного воспроизведения текста. Этот метод применяется, когда произведение, которое предлагается, имеет большой объем.
Пересказ - это свободная передача текста. При пересказе можно сокращать текст, менять порядок слов, давать пояснения. Этот подход эффективен, поскольку он обеспечивает лучший контакт с детьми.
Дидактические методы включают в себя викторины, конкурсы и игры.
Также важны техники, которые помогают формированию восприятия литературного произведения.
Например, выразительное чтение - это разнообразие интонаций, мимики, жестов, которые направлены на то, чтобы дети могли визуализировать происходящее. Можно прочитать целое произведение или выбрать отрывок, который наилучшим образом передает его смысл или больше всего понравится и запомнится детям.
Драматизация - позволяет детям вовлечься в действие художественного произведения, развивая у них не только навыки передачи черт характера персонажей, но и смелость, самостоятельность, уверенность в своих силах и актерское мастерство.
Рассмотрение иллюстраций - это прием, способствующий лучшему пониманию сюжета произведения. Можно предложить рассмотреть иллюстрации, созданные разными художниками, и пересказывать события, изображенные на них, и так далее.
Беседа. Этот прием включает в себя целый комплекс приемов – это словесные и наглядные. В заключительной беседе важно заострить внимание детей на моральных качествах поступков героев и дать оценку этим поступкам.
Пример разговора - обсуждение сказки "Колобок" с детьми старшей группы.
Во время рассказа сказки, я привлекала внимание детей к последовательности событий, так как эта сказка известна им с детства.
Теперь перейдем к характеристике героев сказки.
Колобок:
- Любознательный: он не хотел просто лежать на окне, а захотел увидеть мир.
- Непослушный: он ушел в лес без разрешения.
- Глупый: он покатился в лес, не подозревая, что там может случиться.
- Хвастливый: он хвалился перед другими животными в лесу своей смелостью и даже исполнил горделивую песенку, которую сам сочинил.
- Смелый: несмотря на опасность, он не сдался и встретил незнакомых зверей в лесу.
Заяц, Волк, и Медведь:
- Нельзя назвать их добрыми, так как они угрожали Колобку, сказав, что съедят его.
- Однако, нельзя считать их злыми, потому что они не погнались за Колобком, чтобы исполнить свою угрозу.
Лиса:
- Хитрая: она не угрожала Колобку съесть его, а на самом деле хвалила его и ловко отвлекла его бдительность.
- Злая: она в конечном итоге съела главного героя сказки.
Дед:
- Смекалистый: он придумал, как собрать муку для испечения Колобка.
- Ленивый: он не желает трудиться сам, а просит, чтобы баба сделала всю работу.
Баба:
- Трудолюбивая: она очистила поддоны, собрала муку, замесила тесто и испекла Колобка.
- Невнимательная: она не заметила, как один Колобок убежал в лес.
Затем я предложила детям найти положительные черты у героев сказки.
Дети пришли к выводу, что дед обладает положительной чертой - его смекалкой, а у бабы - трудолюбием.
Также детям предложено было вспомнить пословицы, которые характеризуют героев сказки.
Колобку: «Больше верь своим очам, нежели чужим речам»;
Деду: «Не сиди на печи, не жди калачи».
Бабке: «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится».
Художественная литература открывает перед педагогом поистине неограниченные горизонты: в первую очередь, она содействует в формировании духовно-нравственных идеалов у детей дошкольного возраста. Благодаря дискуссиям о литературных и фольклорных сюжетах можно сформировать у детей верные представления о морали и нравственном выборе, развить эмпатию, сочувствие, участие. Подражая основным чертам характера своих любимых героев, дети развиваются в моральном плане, учатся правильно и осознанно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Итак, роль художественной литературы и фольклора в воспитании детей трудно переоценить: они помогают дошкольникам лучше понимать разнообразные нравственные установки и верно использовать их в реальных жизненных ситуациях.