Осипова Светлана
Консультация «Язык и духовная культура общества»
▼ Скачать + Заказать документы
Осипова С. А., Симакова В. С
Духовная жизнь общества-чрезвычайно широкое понятие. Она охватывает мир взглядов,идей,теорий,гипотез вместе с его носителями. Духовный мир отдельного человека невозможен вне духовной жизни общества. Духовная жизнь-это всегда единство индивидуального и общественного.
Духовная культура-элемент духовной жизни,включающий в себя определённую систему ценностей,знаний,языка,убеждений,норм,традиций. Ценности духовной культуры-единство национального и человеческого.
Публикация «Консультация „Язык и духовная культура общества“» размещена в разделах
Общество представляет собой образование,сочетающее человеческую природу и духовную структуру,воплощённое в языке.
Язык-универсальное духовное отражение действительности. Язык дан каждому социуму,но только родное слово воплощает весь спектр духовной жизни народа. Язык-накопление информации о мире и человеке,формирование интеллектуальной культуры. Склонилась над колыбелью мать,и первые звуки колыбельной песни,музыка родного языка переливаются в её кровинку. Психологи исследуют,от какого момента начинается общение человека с окружающим миром,когда ребёнок начинает воспринимать,различать звуки человеческой речи. Одно не вызывает сомнения:ласкательные,нежные руки матери,её ласковый голос-то ужу и есть общение,что даёт импульс полному раскрытию всех возможностей человека,заложенных в её генетическом коде. Через это общение создаёт неповторимый эмоциональный мир единения поколений,мир,в котором живёт родное слово. Ребёнок ещё не скоро произнесёт его,но в детскую память уже влились звуки родного языка.
Не следует забывать,что человек создаёт культуру,а культура человека. Культура-всё то,что создано руками и умом человека,веками выработанный способ общественного поведения,что выражается в народных обычаях,верованиях,в отношении друг к другу,к труду,к языку.
Культура и язык оказываются объединёнными в области духовных ценностей каждого человека и общества. В низкой культуре речи проявляются признаки бездуховности. Языковая культура-надёжная опора в развитости человеческих чувств.
Общество вырабатывает определённые стандартные нормы социального поведения,в том числе и языкового. Этикет-система правил внешней культуры человека. Языковой этикет-правила,регулирующие наше языковое поведение.
Человек становится человеком через общение с другими людьми. Общение играет в нашей жизни определённую роль. Культура человеческого общения-часть часть общей нравственной культуры личности. Культура речи начинается с самосознания языковой личности. Она зарождается и развивается там,где носителям национального литературного языка не безразлично,как они говорят и пишут,как воспринимается их язык в различных общественных средах,а также в контексте других языков. То есть культура речи непосредственно связана с социологией и психологией не только в плане выработки моделей,образцов речевого поведения,но и в плане формирования языкового сознания.
В наши дни проблема культуры общения приобретает большое значение. Все сферы общественной жизни охвачены языком. Человек выступает субъектом,который создаёт понятия материальной и духовной культуры,и объектом,на котором сказывается действие языкового мышления,то есть языковой культуры. Сегодня много говорится и пишется о воспитании личности,в том числе и языковой. Трактовка её не может обойтись без опоры на национальный язык,на языковые знаки национальной культуры. Только тот,кто усваивает языковую культуру во всей её совокупности и многогранности,способен стать творцом языковых ценностей и наиболее полно выразить себя как личность в любой области общественной деятельности.
Пути повышения личной культуры речи разнообразны. Для начала следует:
-выработать устойчивые навыки речевого самоконтроля и самоанализа;
-не говорить торопливо,без пауз,"глотая" слова;
-чаще заглядывать в словарь,пособия по стилистике и т. д. ,изучать речи мастеров слова;
-читать вслух (особенно прозрачные тексты,с соблюдением всех аспектов нормативности;
-заучивать наизусть художественные произведения,причём не только стихотворные;
-овладевать жанрами,видами письменной речи,в частности деловой речи;
-приучить себя к систематической записи собственных мыслей и наблюдений,ежедневной записи (например,вести семейные хроники);
-выработать привычку чтения с "карандашом в руках"-ни одно интересное выражение не должно быть потеряно для вас.
Путей к языковому совершенству множество. Но все они начинаются с любви к родному языку,желания мастерски владеть им,с чувства собственной ответственности за родной язык.
Выдающиеся педагоги осознавали значение родного языка в воспитании ребёнка. Основоположник отечественной народной педагогики и народной школы в России К. Д. Ушинский отстаивал мысль о том,что "родной язык-органическое произведение народной мысли и чувства,в котором проявляются результаты духовной жизни народа".Хорошо понимал,какой тонкий резец в руках педагога слово,В. О. Сухомлинский. Именно речь внешне незаметно способна раскрыть,пробудить талант мышления и талант деяния-труда. Он отметил,что школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда,когда в ней царят культ Родины,культ человека,культ книги и культ родного слова.