Елена Чугина
Консультация-практикум «Речевая культура педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация-практикум
Тема: «Речевая культура педагога»
Цель: Расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в диалоге с родителями воспитанников
Задачи: Активизировать словарный запас и совершенствовать умение оформлять коммуникативное намерение высказывания в соответствии с видом общения и речевым жанром; развивать индивидуальную манеру невербального выражения эмоций и выразительность речи, умение анализировать и создавать профессионально значимые типы высказываний.
Вопросы к педагогам :
Публикация «Консультация-практикум „Речевая культура педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- В чём выражается речевая культура педагога?
- Что такое речевой этикет?
- В чём выражается успешное общение?
Формы работы: Тренинг, коллективные игры, работа в парах, анализ речевых ситуаций.
План работы
1. Обсуждение вопросов. Обобщение проблемы
2. Тренинги, упражнения.
3. Подведение итогов.
Введение:
Качество дошкольного образования зависит от профессионализма педагогов, их личностных качеств и коммуникативных умений. Ранее мы говорили о статусе педагога, как личности. Сегодня разговор о повышении профессиональных умений, мастерства воспитателя в создании условий для развития личности ребёнка. Будем говорить о профессиональном педагогическом общении воспитателя ДОУ.
Для понятия «Профессиональная культура» не выработано однозначного толкования и нет общепризнанного представления о его составляющих компонентах. Но авторы многочисленных пособий всё же выделяют, что профессиональная культура это культура поведения, эмоциональная культура, культура речи и культура педагогического общения.
Поэтому на всех уровнях общения выделяются такие основные его составляющие, как восприятие и понимание другого человека и в то же время умение подавать себя, самовыражаться; умение сближать точки зрения, свою и собеседника, управлять общением.
Чтобы грамотно общаться нужно знать основные компоненты коммуника тивной ситуации, основные законы общения. Коммуникативная компетентность человека это способность эффективно общаться, владеть выразительными средствами языка, средствами убеждения, культурой общения.
Коммуникативно-речевые задания
1. Проанализируйте предложенный список
Какие формулы приветствия характерны для общения с родителями? При каких условиях они могут быть уместными?
- Здравствуйте!
- Доброе утро!
- Добрый день!
- Добрый вечер!
- (Очень) рада вас приветствовать (видеть!
- Разрешите вас поприветствовать!
- Добро пожаловать!
- Моё почтение!
- Здравия желаю!
- Привет!
- Какая встреча!
- Ну и встреча!
- Кого я вижу!
1. Дайте совет
Какие условия нужно найти или создать, чтобы разговор с родителем ребёнка был уместным, когда речь в нё м идет о:
- здоровье малыша
- его взаимоотношениях со сверстниками в группе?
- его успехах и достижениях?
3. Скажите по-другому
-бояться
- сказать,
- думать,
- видеть,
- грустить,
- сердиться,
- править,
- смелый,
- чуткий,
- умный,
- глупый,
- дерзкий,
- робкий.
3. Сообщите ребёнку старшего дошкольного возраста в двух предложениях, о чём идёт речь в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
4. Ситуация. Воспитателю необходима помощь родителя в чем-то, что очень важно для него в этот момент.
Карточка № 1
Задача: Составьте свою просьбу и найдите такие формы обращения, чтобы родитель не смог вам отказать. Разыграйте данную ситуацию с партнёром.
Карточка № 2
Задача
Найдите весомые аргументы и вежливую форму отказа в просьбе воспитателю, если вы родитель, к которому обратились с просьбой. Разыграйте данную ситуацию со своим партнёром.
Предложить вниманию педагогов возможные варианты просьбы:
«Обращаюсь к Вам за мудрым советом», «Знаю, что только Вы сможете мне помочь в данный момент!»,
«Вы мастер на все руки, и вам не составит труда сделать для группы».
5. Какой будет Ваша ответная реакция, если родитель отказал вам и ответил следующим образом:
- «Понимаю всю сложность вашего вопроса, но мне бы хотелось, чтобы вы, как опытный педагог, попытались решить эту проблему сами!»;
- «С удовольствием помогла бы вам, но у меня не будет, ни минутки свободного времени в течение всего дня. Я уверена, что у вас всё получится великолепно и без моего участия!»;
- «Был бы рад помочь вам сейчас, но, к сожалению, у меня проблема со временем. Возможно, в следующий раз я буду более свободен»
6. Ситуация.
Вы разговариваете с родителем по поводу подготовки ребёнка выпускной группы к школьному обучению. Ваша цель - убедить его в необходимости посещения занятий с психологом, так как ребёнок отличается гиперактивностью. В помещение, где вы разговариваете, входит родитель другого ребёнка вашей группы. Он становится случайным свидетелем того, что вы говорите неподобающим тоном фразу: «Вашему ребёнку будет тяжело в школе, если вы не…»
Задача. Закончите предложение таким образом, чтобы вошедший родитель мог присоединиться к вашей беседе.
Разыграйте данную стуацию с партнёрами, используйте в своей речи тон, соответствующий вашему коммуникативному намерению в беседе.
Как изменится ваше речевое поведение, если вошедшим окажется руководитель детского сада или ваш коллега?
Разыграйте с партнёром эти ситуации.
Задание участникам в конце работы
Напишите на одной строке своё впечатление от совместной работы.