Алевтина Щаева
Мероприятие «Ярмарка для детей и родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
А. В. Щаева
(АНОДО «Планета детства «Лада» ДС № 179 «Подснежник» г. Тольятти)
С. В. Беднякова (АНОДО «Планета детства «Лада» ДС № 179 «Подснежник» г. Тольятти)
Обновление подходов к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в ходе введения с 1 января 2014 года ФГОС ДО обусловило необходимость поиска новых форм работы с детьми и родителями.
Публикация «Мероприятие „Ярмарка для детей и родителей“» размещена в разделах
Для того чтобы у родителей появился живой интерес к тому, что делает ребенок необходимо их активное участие в образовательном процессе, выход за формальные способы взаимодействия с педагогами детского сада, налаживание отношений на основе сотрудничества и совместного творческого поиска в решении вопросов воспитания и развития детей.
На сегодняшний день мы считаем особенно актуальным идею детского сада как «одной большой семьей» с общими интересами, задачами, вопросами, радостями, открытиями.
Поэтому при ежегодном планировании работы с родителями мы большое внимание обращаем на поиск новых более эффективных форм и методов работы с родителями для достижения конкретных результатов:
• Повышение активности родителей, их включенность в разнообразные
формы образовательной деятельности;
• Создание условий для творческого взаимодействия с родителями;
• Создание атмосферы общности интересов, радости, удовлетворенности,
взаимного уважения, сотрудничества;
• Совместное решение проблемных вопросов в области воспитания и развития
дошкольников;
• Установление партнерских отношений;
• Развитие положительных взаимоотношений между родителями и детьми
через совместную деятельность, творчество;
• Воспитание у родителей уважение к творчеству их детей.
Для решения этих задач мы предусмотрели в совместной работе с родителями организацию и проведение Ярмарки. Данная форма -- это итог большой совместной работы детей, педагогов и родителей. Именно в Ярмарке создается «зона радости», удовлетворенности, которая легче всего позволяет дошкольному учреждению заручиться поддержкой родителей на сотрудничество.
Проведения Ярмарки в нашем детском саду уже стало традицией, объединяющей взрослых и детей.
Весь педагогический коллектив (воспитатели, помощники воспитателей, музыкальные руководители, специалист по изобразительной деятельности) заранее готовятся к этому итоговому мероприятию.
Существуют особенности подготовки и проведения ярмарки. Каждый вид ярмарки (тематической, временной или смешенной) требует специальной подготовки. Специфика проведения Ярмарки в детском саду заключается в том, что она предполагает большую подготовительную работу педагогического коллектива и коллектива помощников - это родителей.
Подготовка Ярмарки включает несколько этапов:
• Указываются сроки проведения ярмарки;
• Назначаются ответственные;
• Разрабатывается конспект проведения ярмарки и конспекты проведения
творческих мастерских по изготовлению сувениров (книг, игрушек,
открыток, поделок из различных материалов и многое другое);
• Подготовка изоматериалов для изготовления поделок, материалов (ткани для
костюмов, оборудование (витрины, короба, лотки, техническое оснащение
(аудиозаписи, видео, музыка);
• Подготовка помещение и оформление для проведения ярмарки;
• Самоподготовка педагогов к выполнению роли ведущего (ведущих) на Ярмарке, педагога мастера в мастерской;
• Подготовка участников (дети - изготовители «товаров», дети - участники:
продавцы, покупатели, участники музыкальных номеров, игр,
театрализованных представлений, аттракционов, гостей Ярмарки);
• Подготовка костюмов, атрибутов;
• Организация гостей ярмарки - родителей.
Данной работе отводится очень большое значение, так как без непосредственного участия взрослых ярмарки может быть неполноценной или не состояться вовсе.
Подготовительный этап ярмарки включает в себя работу в творческих мастерских. Данная форма предусматривает работу с детьми в детском саду так и работу воспитателей с родителями. Работа в творческих мастерских основывается на взаимодействии педагога - мастера, воспитанников и их родителей, в процессе которой в специально организованном пространстве и времени создаются условия для восхождения детей, к новым знаниям, умениям, новому опыту, новым открытиям путем освоения определенного ремесла или технологии изготовления и создания творческого продукта, а их пап и мам к реализации своего творческого потенциала.
Педагог -- мастер заранее продумывает тематику мастерской. У нас это проходит в форме мастерская-студия. По составу это чаще всего подгрупповая организация работы с родителями. Воспитатель - мастер заранее готовит все необходимое для работы и обозначает, с каким товаром торговцы (дети, родители) должны придти на Ярмарку. Так очень удачно в нашем детском саду прошли мастерская-студия по изготовлению сувениров из разных ниток. В одной группе это была мастерская «Царство ниток», где дети вместе с
родителями делали работы из ткани - вышивание, а другой группы «Сувенирная лавка», где изготавливали взрослые и дети, украшения из ниток (подвески, кулоны, браслеты, третья группа делали своими руками забавные игрушки из разных по цвету и качеству ниток - Мастерская веселых игрушек. Цели работы совместных творческих мастерских включают:
- Создание условий для формирования творческих способностей детей в зоне
ближайшего развития;
- Обеспечение возможности общения детей и родителей в процессе
совместной творческой деятельности;
- Создание условий для эффективного сотрудничества педагогов с семьей.
Обычно работа такой мастерской проходит во второй половине дня, когда
никуда не надо спешить, все сосредоточены на творчестве. Все участники мастерской надевают фартуки, берут необходимые материалы, эскизы, усаживаются в удобном месте и приступают к работе. Следует отметить, что изготовление своего сувенира, поделки требует длительного времени, поэтому работа такой мастерской организуется воспитателем - мастером несколько раз в неделю на протяжении 2-3 месяцев.
Не маловажным моментом в работе творческих мастерских является организация смотр - выставка тех поделок, которые сделали дети и их родители для ярмарки.
Данное творчество оценивают и отбирают для Ярмарки жюри из числа сотрудников детского сада (педагог - психолог, заместитель заведующего по воспитательно методической работе, специалист по изобразительной деятельности). Оцениваются работы по следующим критериям:
- творческий замысел;
- оригинальность исполнения;
- используемые материалы, их разнообразие;
- аккуратность работы;
- выдержанность данной темы.
Заключительным этапом является представление совместного творчества детей и родителей на Ярмарку и презентация своего товара, для того чтобы удачно его продать или обменять на любой другой понравившийся.
При подготовке к ярмарке, при разработке конспекта мы сначала определяем тему (например, «Осеняя ярмарка», или «Ярмарка профессий», или «Ярмарка сувениров», или «Весенняя ярмарка», далее обозначаем вид - это может быть сезонная, или интеллектуальная, или смешанная; по форме проведения, например, игровое шоу, или развлечение, или итоговое занятие, или праздник вместе с родителями и гостями из числа руководителей нашего объединения «Планета детства «Лада».
Содержание деятельности детей и деятельность взрослых (педагогов, родителей) определяется заранее. Так, роли детей это «продавцы», «покупатели» (дед Матвей и бабка Матрена, мальчик Пологай, девочка. Не ленись. На роли взрослых могут назначаться талантливые родители, например, Хозяйка Ярмарки или коробейники, и конечно, наши не менее талантливые сотрудники.
На шумной ярмарке весело и интересно всем и детям, и их родителям. Атмосфера праздника, творчества, и хорошего настроения объединяет в этот момент всех участников ярмарки : восторженных ребят, веселых родителей, довольных педагогов. Гости Ярмарки, родители с удовольствием приобретают поделки, сувениры изготовленные руками детей, родителей (это книжки -малышки, книжки - раскладушки, книжки - сувениры, это разные куколки: из ниток, из ткани, из бумаги, это украшения: кулоны, браслеты, подвески и многое другое.
Веселая, шумная ярмарка заканчивается. Сотрудничество, рожденное в совместной работе продолжается в эффективном взаимодействии детского сада с семьей и в дальнейшем. Родители ценят такое внимание педагогов к ним и ребятам, становятся более открытыми к обсуждению общих вопросов, касающихся воспитания и развития детей в детском саду и дома, чаще и осознанно посещают детский сад и предлагают свою помощь.