Мария Ермолаева
Рабочая программа дополнительного образования «Я начинаю читать»
▼ Скачать + Заказать документы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Я начинаю читать» (далее РП) разработана и составлена на основе программы, учебно-методического пособия «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-6 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М. : Просвещение, 2018, обусловлена положениями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Я начинаю читать“» размещена в разделах
Содержание РП соответствует государственным образовательным стандартам по направлению общего развития ребенка, по средством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
РП определяет подготовку детей к обучению чтению и письму и совершенствованию их устной речи.
Рабочая программа разработана на период 2019-2020 учебного года (с 01.10.2018 по 31.05.2020 года).
Цель и задачи РП:
Целю программы – является создание условий для подготовки осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя. Развивать связную речь, лексическую сторону и звуковую культуру речи. Пробудить желание детей общаться, вызвать у них интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие дошкольникам темы.
Основные задачи:
сохранение и укрепление здоровья;
развитие личностных качеств;
формирование ценностных установок и ориентаций;
развитие эмоционально-волевой сферы;
развитие коммуникативных умений;
развитие умений действовать по правилам.
Звук
Практическая подготовка детей к обучению чтению и письму
1. Научить правильно произносить гласные и согласные звуки;
2. Развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах;
3. Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний;
4. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);
5. Работать над интонацией и выразительностью речи;
Слово
1. Расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
2. Формирование грамматического строя речи;
3. Совершенствование навыков устной речи;
4. Создание речевых высказываний различных типов: описания, рассуждения.
1.2. Возрастные особенности детей 5-6 лет с нарушением зрения
Социально-коммуникативное развитие
Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о совей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств).Ярко проявляет интерес к игре. В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре дети часто пытаются контролировать друг друга - указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах, интонации голоса. Проявляет интерес к поступкам сверстников. В трудовой деятельности освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности.
Познавательное развитие.
В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 5-6 лет - это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (2,4,6 сгибов); из природного материала.
Речевое развитие
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь: дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Художественно-эстетическое развитие
В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию : это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций. Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т. д. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки.
Физическое развитие
Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются у детей 3-5 лет. В период с до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т. д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные). К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком. В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические навыки: умеет одеться в соответствии с условиями погоды, выполняет основные правила личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляет навыки самостоятельности. Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового образа жизни.
1.3. Нормативная база - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Вступил в силу 01.09.2013 г. - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 года). вступил в силу с 1 январи 2014 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»
- Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 15.05.2013 г. Вступили в силу:30 июля 2013 г.
- Инструктивно - методическое письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23- 16.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;
- Методические разъяснения о специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1- 5 видов от 26.12. 2000 г. № 48;
- Методические рекомендации по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении от 04.06. 2003г. № 27/2897 – 6.
- Устав государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 82 компенсирующего вида
1.4. Планируемые результаты.
- правильно произносит все звуки
- проводит классификацию звуков по их произношению
- проводит классификацию печатных букв по их элементам
- соблюдает орфоэпические нормы произношения;
- составляет рассказы, сказки по картине, по серии картин
- пересказывает сказку, рассказ по опорным иллюстрациям
- соблюдает элементарные гигиенические правила
- умеет ориентироваться на странице тетради
- умеет ориентироваться в типовых коммуникотивно-речевых ситуациях бытового и учебного характера
- умеет слушать собеседника и задавать вопросы для выяснения непонятного с целью запоминания, совершения практических действий
- использует этикетные формулы выражения.
- слушает других или самостоятельно создает устное высказывание, на простейшем уровне оценивает эффективность речевого общения.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание курса «Я начинаю читать»
Развитие и совершенствование устной речи: Расширять и активизировать словарный запас детей. Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слово в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине и т. д. Развивать умения и навыки монологической и диалогической речи.
На ряду монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включается элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: Произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, закрепление и автоматизация звука.
Сферы общения: бытовая, искусство слова, деловая.
Подготовка к обучению чтению: Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слов с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Формировать умение менять силу. высоту голоса, обучать правильному использованию инонациональных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек (карандашей) и печатных букв; узнавать гласные и согласные в словах. Составлять слова по звуковой структуре.
Подготовка к обучению письму: Готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составление узоров по аналогии. Знакомить с правилами письма - с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке, перемещать пишущую руку вдоль строки, слева направо; знакомить контурами предметов и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.
Сведения коммуникативно-речевого характера: Представления о различных сферах общения: бытовая, учебно-деловая, художественно творческая (искусство слова). Представление о цели, содержании общения (для чего общаются люди, читают и т. д.); о речевой ситуации. Представления о устных и письменных, вербальных и невербальных формах общения. Представление о слушании как виде общения.
Коммуникативно - речевые умения: Ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения, распознавать на практическом уровне компоненты речевой ситуации (кто-кому-зачем-что-где). Понимать, что люди общаются для того, чтобы обмениваться мыслями, чувствами, воздействовать на мысли, чувства, поведения других людей, сообщать определенную информацию.
Следовать принятым в обществе правилам поведения при беседе:
- смотреть на собеседника
- не перебивать говорящего
- не жевать во время разговора
Уметь сообщать, что понял и запомнил из прослушанного; осознавать, что не понял, спрашивать о значении новых слов и выражений.
Словестно-творческая деятельность: Выразительное рассказывание художественных произведений (стихов, сказок, потешек и т. д.) с передачей голосом настроения, характера персонажей.