Ольга Санникова
Изучение истории русского народного костюма как средство художественно-творческого развития обучающихся в начальной школе
▼ Скачать
Проект]
Содержание
1. АКТУАЛЬНОСТЬ
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.
О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народный костюм – это источник художественно-творческого развития народа, который является объектом материальной и духовной культуры народа.
Публикация «Изучение истории русского народного костюма как средство художественно-творческого развития обучающихся в начальной школе» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский народный костюм
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2021
В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.
Изучая с обучающимися историю русского народного костюма можно совершить увлекательное путешествие и увидеть каким удивительным разнообразием отличалась русская народная одежда. В младшем школьном возрасте изучение русского народного костюма может служить средством художественно-творческого развития и осуществляться в различных формах: беседа, просмотр мультфильмов, фольклорный праздник и так далее.
ПРОБЛЕМА
В наше время развивается наука, появляются новые компьютерные и текстильные технологии и многие люди начинают забывать о своих русских традициях, в том числе о русском костюме. Недостаточны и знания детей о том, как одевались наши предки, об истории русского народного костюма. Сегодня он имеет стилизованную форму, отражая в костюме различные элементы, но уже с применением современных тканей, технологии пошива и так далее.
Изучению русского народного костюма в младшем школьном возрасте в хореографическом коллективе уделяется, на наш взгляд, недостаточное внимание, хотя именно он способствует художественному вкусу обучающихся, проявлению способностей к творчеству при зарисовках, применению знаний и умений при его изготовлении, использовании в танце.
Что мы знаем о русском народном костюме?
В чем его особенности?
Можно ли применить знания о русском народном костюме в создании современной одежды?
Где можно применить эти знания?
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель:изучение истории русского народного костюма и его применение в стилизованном костюме.
Задачи:
• Познакомить детей с историей русского народного костюма;
• Формировать творческую активность ребенка, художественный вкус, историческое сознание;
• Развивать у детей эмоции, воображение и фантазию;
• Воспитывать любовь к народной культуре с помощью создания русского народного костюма.
2. ГИПОТЕЗА
Изучение русского народного костюма может быть одним из средств художественно-творческого развития обучающихся.
5. ПЛАН
№ п/п Мероприятие Дата Результат
1. Подготовительный этап
1 Опрос детей и родителей (степень заинтересованностью проектом) Выяснить уровень культурно-познавательной деятельности детей в вопросах традиций русского народа. Заинтересовать детей и родителей в изучении истории русского народного костюма решили узучать
2 • Изучить литературу по истории русского народного костюма Изучили литературу
5 источников :
-Буфеева И. Ю. «Традиции народного костюма и современная мода», 1989г.
-Калмыкова Л. «Народная одежда», Тверь, 1995г.
-Кирсанова Р. М. «Костюм в русской художественной культуре», Москва, 1995г.
-Киреева Е. В. История костюма, М., 1976;
-Л. В. Ефимова - Русский народный костюм (18-20вв.)., 1989г.
Просмотрели презентации и видео о русском народном костюме
2. Основной этап
1 Беседа «Из истории русского народного костюма». Узнали историю русского народного костюма
2 Просмотр мультфильма «Морозко», «Гуси лебеди», «Вовка в тридевятом царстве», «Снегурочка», «Василиса Прекрасная»
Стилизованных современных мультфильмов: «Маша и медведь», «Золушка без принцев» Выявили элементы русского народного костюма;
Узнали, как можно применить более современные материалы, фурнитуру.
3 Игра «Одень куклу в народный русский костюм» Узнали как правильно и в какой последовательности, одевали русский народный костюм
4 Рисунок «Русский народный костюм» Активизировать творческие умения детей.
5 Выставка «Русский народный костюм»
Применение элементов русского народного костюма при пошиве танцевальных костюмов и их использование в танцах
3. Заключительный этап
1 Разучивание и выступление с танцами в стилизованных народных костюмах Итоговое образовательное событие.
2 Публикация опыта работы в педагогических сообществах Поделилась опытом работы с коллегами
3 Отчет по проекту К проекту создан ряд материалов: текст проекта, презентация, фотоотчет, видео танцев
6. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Гипотеза о том, что изучение русского народного костюма может быть одним из средств художественно-творческого развития обучающихся, подтвердилась
• Познакомились с историей русского народного костюма;
• Сформировалась творческая активность детей, художественный вкус, историческое сознание;
• Развивились у детей эмоции, воображение и фантазия;
• Воспитывать любовь к народной культуре с помощью создания русского народного костюма
Продукты:
Презентация
Фотоотчёт
Видео танцевальных номеров в стилизованных русских народных костюмах
Мероприятия (выставка, «Фольклорный праздник»
текст проекта, презентация, фотоотчет, видео танцев
(педагогические, обучающихся : книга, фильм, презентация, методическая разработка, видео-ролик, фотоотчет, статья, новая образовательная проект-программа, итоговое образовательное событие ( мероприятие в различных формах: путешествие, выставка, просмотр видео-материалов, размещение роликов в Интернете: соц. сетях, Ютубе
– ТО С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО ВЫ ДОКАЖЕТЕ ЧТО УРОВЕНЬ ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАЛ ВЫШЕ)
7. ПЕРСПЕКТИВА
В следующем учебном году планируется продолжение работы по данной теме, расширение аудитории (дошкольники, подростковый и старший школьный возраст к пошиву и изготовлению элементов русского народного костюма).
Планируется привлечение специалистов по ДПИ для изготовления элементов костюма.