Ирина Мосейчук
С какого возраста начинать изучение иностранного языка и как оно должно производиться? Консультация для любящих родителей
▼ Скачать + Заказать документы
С какого возраста начинать изучение иностранного языка и как оно должно производиться?
Нужно ли вообще изучение иностранного до школы?
В период раннего детства с 1 года до 3,5 лет стремительно растет словарный запас ребенка (в 1год - 5-9 слов ; в1,5 года от 20 до 40 ; в 2 года от 50 до 200 слов; в 3 года от 800 до 1000 слов и в 3,5 года – 1100. Одновременно с накоплением словаря, то есть формированием лексической стороны речи, начинается следующий важнейший этап овладения родным языком — овладения грамматическим строем речи.
Публикация «С какого возраста начинать изучение иностранного языка и как оно должно производиться? Консультация для любящих родителей» размещена в разделах
Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи становится для ребенка трудной задачей.
Исследователи отмечают, что чем раньше малыш погружается в двуязычную среду, тем успешнее он овладевает языками. В период активного освоения речи у малышей в возрасте от 1 года до 3,5 лет проявляется повышенная чувствительность к освоению языков, но хочется отметить, ребенок будет хорошо осваивать языки, если у него нет отставания в психофизическом развитии, и на обоих языках получает равнозначную информацию.
По мнению К. Д. Ушинского: «Изучение иностранных языков не должно никогда начинаться слишком рано и никак прежде того, пока будет заметно, что родной пустил глубокие корни в духовную природу дитяти. Поставить какой-нибудь общий срок в этом отношении нельзя». Ребенку, в конечном итоге, все равно, на каком языке он будет говорить: ему важно понимать и быть понятым. Он еще не может любить язык как таковой, и, если его понимают, и он понимает окружающих, говорящих на его родном языке, у него нет мотивации для изучения иностранного языка. Когда ребенок сталкивается с иностранным языком, как с новым для себя видом речевой деятельности, а окружающие его люди: родители, друзья и т. д. - говорят на родном ему языке, у него не возникает познавательной потребности, то есть внутреннего мотива, которым, прежде всего, мотивируется любая учебная деятельность. И, наоборот, если окружающие его люди говорят на иностранном для него языке, у него появляется к этому языку интерес, так как ребенку важно понять, о чем говорят вокруг, и ему важно, чтобы его тоже понимали.
Поэтому становление мотивации - очень важный и сложный процесс в обучении. Существует целый ряд видов учебной мотивации при обучении иностранным языкам: социальные, познавательные, коммуникативные, самореализации (самоактуализации, мотивы, созданные родителями и учителями, и, прежде всего, потребность в достижении, интерес. Но последнее может иногда быть направлено не на процесс, а на результат, оценку преподавателя, или похвалу, или порицание со стороны родителей, или на «избегание неприятностей». В таком случае трудно ожидать больших успехов. Поэтому непременным условием создания мотивации является правильная организация учебной деятельности, то есть всего процесса обучения иностранному языку, особенно ее правильное целеполагание. Дело в том, что, начиная обучать иностранному языку ребенка в детском саду, редко кто задает себе вопрос, а, что это вообще значит «обучить иностранному языку» и преподаватель должен заранее четко определить, какими навыками речевой деятельности, в каком объеме, по какой тематике должен овладеть обучаемый и какой языковой материал (фонетический, лексический, грамматический) он должен знать и уметь пользоваться им для этого.
Основным аргументом в пользу раннего обучения иностранному языку выдвигается положение, что такое обучение дает более высокие результаты, ибо осуществляется в сензитивный период развития ребенка: то, что запомнено в этом возрасте, уже не забудется никогда или при необходимости легко восстанавливается. В качестве убедительного доказательства преимущества раннего начала в обучении иностранным языкам приводится практика воспитания в дворянских семьях прошлого века, где детей учили иностранным языкам с раннего детства гувернеры. Ко времени окончания обучения дети владели иностранным языком наравне с родным. Это так. Но при этом не следует забывать того, что, по существу, родным языком для русской знати был не русский, а французский язык. Вспомним ставший уже хрестоматийным пример: Татьяна Ларина, «русская душою», пишет письмо Онегину, которого она страстно полюбила, по-французски, так как она не может выразить обуревающие ее чувства в письменной форме на родном языке. Кроме того, если внимательно читать русские классические романы, можно легко убедиться, что до того времени, как становилось необходимо обучать детей (возраст 7-8 лет, а иногда и позднее, с ними занимались не гувернантки и гувернеры, а няньки и дядьки, родным языком которых был русский и именно благодаря общению с которыми русское дворянство в массе своей оставалось русским.
Если родители хотят обучать свое дитя иностранному языку с колыбели, они вправе это делать, но не должны забывать, что обучение иностранному языку - очень сложный процесс, и, хотя отдельных особо одаренных детей можно начинать обучать ему очень рано, другим детям ничего кроме вреда это не принесет. Прежде чем начинать обучать ребенка иностранному языку, следует выяснить, готов ли он психологически к усвоению этого предмета. Поэтому точно определить возраст, с которого всех детей можно начинать обучать иностранному языку, не представляется возможным, так как психологические предпосылки для его усвоения у разных детей формируются по-разному. Говорить о готовности ребенка к усвоению иностранного языка можно тогда, когда у него сформировано сознательное восприятие, устойчивое внимание, способность к переключению, наблюдательность, память (зрительная и слуховая, логическое мышление, навык самоконтроля - умение проявлять волевое усилие для достижения учебной цели (делать то, что должно, а не то, что хочется, умение работать в заданном темпе. Сюда же можно отнести навыки коммуникации: умение внимательно слушать и слышать учителя, понимать и принимать учебную задачу, внятно и четко отвечать на вопросы по ходу учебной работы, соблюдать речевой этикет при общении.
Как не навредить, обучая?
В раннем детстве ребенок большую часть времени находится с мамой, мамы для него основной источник получения знаний и пример для подражания, и самый близкий человек. Хочется дать
несколько советов мамам:
1. Если Вы решили обучать малыша иностранному языку, проконсультируйтесь по поводу здоровья и развития ребенка у специалистов Центров абилитации или Центров здоровья. Ведь обучение даже в игровой форме - это дополнительная нагрузка, а так ли здоров и Ваш малыш и соответствует ли его развитие возрастным нормам.
2. Два языка должны развиваться параллельно и никак не смешиваться. Если родители постоянно смешивают в речи несколько языков, тогда затрудняется формирование грамматического строя, в этом случае, не только родной язык теряется, но и не формируется когнитивная база для развития второго языка.
3. В случае если в семье мама и папа носители разных языков, пусть каждый из них говорит с ребенком только на своем родном языке.
4. Определитесь, с какой целью Вы решили обучать ребенка раннего возраста иностранному языку, ведь для речевого развития нужно постоянно создавать языковую среду и перерыв в обучении может привести к полной утрате речевых навыков. Коротенькие занятия длительностью до 10-15 минут должны происходить с определённой регулярностью и систематичностью, чтобы быть эффективными.
5. Язык формируется в большей степени в процессе общения с другими детьми, поэтому необходимо создавать среду, в которой дети общались бы друг с другом на этом языке
Успехов Вам и Вашим детям!
Литература:
Безрукова О. А., Каленкова О. Н. Речевое развитие ребенка - билингва в период дошкольного детства. // Русский язык за рубежом. - №6. – 2016. – С. 11-19.
Шурыгина Ю. А. К. Д. Ушинский об изучении иностранных языков. Актуальность, традиции, современность // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2006. - № 6.