Елена Карникова
Изобразительная деятельность в работе по коррекции речи
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, среди детей дошкольного возраста достаточно часто встречаются дети с различными нарушениями речевого развития, в том числе общим недоразвитием речи.
Особенно актуальна проблема развития и коррекции речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста, поскольку её решение является важным условием успешного дальнейшего обучения ребенка в школе.
Публикация «Изобразительная деятельность в работе по коррекции речи» размещена в разделах
Анализ методов и приемов, используемых в методических разработках Комаровой Т. С., Мухиной В. С., Сакулиной Н. П., и др. доказывает, что организованные занятия по изобразительной деятельности представляют собой эффективное средство развития речи у детей с ОНР.
Исследовательская работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста. В эксперименте приняли участие 10 детей с общим недоразвитием речи III уровня. Для диагностики использованы методики Лалаевой Раисы Ивановны.
По результатам диагностики был проведен количественный и качественный анализ данных.
Анализ языкового оформления текста показал использование, в основном, простых предложений. Только в рассказе некоторых детей присутствовали сложные предложения, которые были грамматически правильно оформлены. У остальных присутствовали ошибки в грамматическом строе. В речи 8 детей наблюдались искажения звукослоговой структуры слов, недостатки произношения: «мачик – мальчик» «плыгать – прыгать», «бака – собака». Активный словарь беден, имеются затруднения с подбором слов.
Обобщая результаты констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что у детей с ОНР, нарушения речи выражены в комплексе отклонений: уровне словарного запаса, фонематического развития, навыков словообразования, уровне сформированности грамматического строя, связной речи.
Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях:
- развитие произносительной стороны речи;
- увеличение и активизация словаря;
- формирование грамматических навыков;
- развитие связной речи;
- развитие творчества и творческого рассказывания.
Включение в коррекционную работу этих методов и приемов способствует расширению и активизации словаря, развитию звукопроизношения, фонематических процессов, формированию лексико-грамматического строя, развитию связной речи. Использование изобразительной деятельности в коррекционной работе положительно влияет на формирование всех речевых структур у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.