Марина Роттер
Изготовление игрушки для развития фонематического слуха младших дошкольников на материале неречевых звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы)формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения Уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Средняя группа
- Темочки
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на:
-Становление детского звукопроизношения;
-Формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны;
-Усвоение грамматического строя, словаря;
-Овладение связной речью.
Развитие фонематического восприятия происходит поэтапно.
Подробно рассмотрим игры и упражнения для начального этапа формирования фонематического восприятия и слуха.
1 этап – узнавание неречевых звуков.
Происходит развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому надо научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.
Предлагаю вам рассмотреть, какие игры и упражнения можно проводить с детьми дома на первом этапе работы.
Игра «Внимательные ушки»
Предложите малышу послушать звуки за окном : «Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?». Полезно прослушать с ребенком аудиозаписи природных звуков, обсудить услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.
Игра «Солнце и дождик» достаточно простая, очень нравится детям и проходит всегда весело!
Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. А ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно!
Игра «Большой или маленький».
Посадите на стол двух игрушечных зайцев (мишек, кукол)- большого и маленького.
Объясните и покажите, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, а маленький – тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен узнать и показать, который из зайцев только что играл.
Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но, даже если малыши уже старше, и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам также следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности.
Игра «Что за шум?» учит узнавать «бытовые шумы».
Подойдут предметы издающие звук (скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум кипящей и льющейся воды, шелест страниц).
Взрослый за ширмой выполняет разнообразные действия с предметами (режет бумагу, стучит, переливает воду и т. д., дети узнают – что звучало. Хорошо, если шум сразу «озвучивается» голосом, называется словом - звукоподражанием.
Игра «Шумящие коробочки», «Звуковые цилиндры», «ложки-шумелки» помогают в развитии неречевого звукоразличения.
Предлагаю вам изготовить одну из них.
Нам понадобится: контейнеры от «киндер-сюрприза», пластиковые ложки, термоусадочная пленка (изменяет размер при нагревании, цветная изоляционная лента и различные наполнители: горох, крупа, песок кнопки, скрепки, пуговицы, мелкие камешки.
Контейнеры заполняем различными видами природных или бросовых материалов, у меня это различные крупы и бобовые. Контейнеры наполняют по 2 одним материалом- парами.
Затем помещаем наполненный контейнер между двумя пластиковыми ложками и плотно скрепляем ножки изоляционной лентой
Последний этап изготовления – аккуратно одеваем термоусадочную декоративную пленку и на несколько секунд помещаем в очень горячую, но не кипящую воду.
Как играть?
Детям предлагается найти две одинаково звучащие ложки или коробочки, наполненные различными материалами. Ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои ложки (коробочки) и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары.
При проведении игр с ребенком необходимо проявить терпение, не у каждого малыша все получается с первого раза. Эмоционально радуйтесь каждому, даже незначительному успеху вашего ребёнка. Тогда упражнения доставят вам и вашим детям удовольствие, радость и обязательно принесут пользу.
Учитель-логопед МБДОУ д/с-к/в№7 Роттер Марина Александровна