Елена Чуднова
Кружковая деятельность по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы ведения кружка по развитию речи дошкольников
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. Поэтому мы и решили проводить на базе ДОУ кружок «Веселый язычок». Все занятия проходят через игровую деятельность.
Публикация «Кружковая деятельность по развитию речи дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Развитие речи в подготовительной группе играет важную роль в общеобразовательной программе детских дошкольных учреждений, ведь благодаря ему готовится основа для успешного обучения детей в школе.
Развитие речи детей в подготовительной группе детского сада преследует следующие цели:
• развитие связной речи детей;
• развитие речевой среды;
• формирование активного и богатого словарного запаса;
• развитие у детей основ культурной речи;
• усовершенствование умения правильного произношения звуков;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
• понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Достижение этих целей невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Именно поэтому в группе организован речевой уголок, который расширил речевую среду, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Мной накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук, пособия для проведения артикуляционных упражнений, развития речевого дыхания.
Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в уголке имеются различные тренажё ры:
• мыльные пузыри;
• воздушные шары;
• трубочки для сока со стаканами;
• вертушка;
• наборы различных семян для выкладывания картин;
• маленькие зеркала для индивидуальной работы детей;
• волчки;
• различная мелкая мозаика;
• шнуровки;
• пальчиковый театр;
• счетные палочки;
• матрешки;
• бусины;
• массажный шипастый мячик.
Особое место в уголке занимает методическая литература.
Картотека по развитию речи содержит различные группы дидактических игр, направленных на развитие речи детей : игры на развитие связной речи, игры на развитие словаря, игры на развитие правильного звукопроизношения, речевого дыхания, слухового внимания, речевого слуха, силы голоса, высоты голоса.
Данная картотека помогает вести планомерную работу с детьми по развитию речи.
Развитие речи в группе имеет индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь все дети разные и большинство из них имеет различные и строго индивидуальные нарушения речи, на которые обращаю внимание. Наиболее часто то или иное нарушение речи у детей легко можно исправить, если правильно организовать коррекционную работу.
Центральной, ведущей задачей развития речи в подготовительной группе, по моему мнению, является развитие связной речи.
Это объясняется рядом обстоятельств.
Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.
Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития.
В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития : формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.
Надо напомнить, что связная речь – смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
В своей работе я использую следующие приемы развития связной речи.
Наглядные: составление рассказов по серии картинок, по сюжетной и пейзажной картинам; составление рассказа о единичных предметах. Например, описать грибы съедобные и несъедобные, описать ягоды садовые и ягоды лесные, сравнить лиственные и хвойные деревья, деревья и кустарники.
Рассказы по серии картин: при работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ как индивидуально, так и коллективно.
Для составления рассказа по сюжетным картинам использую картины с изображением нескольких групп действующих лиц, или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Также детям предлагаю пейзажные картины.
Игровые: игровой персонаж, речевые игры, сюжетно-ролевые игры.
Словесные: чтение и рассказывание художественного произведения; заучивание наизусть; составление рассказов из личного опыта; рассказывание (с элементами творчества); пересказ (по частям и по ролям); обобщающая беседа. Во всех словесных приёмах используются наглядные приё мы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.
Составление творческого рассказа. Существуют различные варианты творческого рассказывания.
1. Придумывание рассказа по плану.
2. Придумывание рассказа по теме без плана.
3. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
Придумывание рассказа или сказки по плану требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.
Придумывание рассказа по теме без плана, даёт еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму.
Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему – самый сложный вид рассказывания. Успехи детей во многом зависят от того, как сумеет взрослый заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Взрослому необходимо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.
Можно говорить о том, что развитие речи детей прошло успешно, если были достигнуты поставленные цели в начале года. Так, по окончанию подготовительной группы дети должны уметь :
• внимательно слушать высказывание сверстников, участвовать в беседе;
• составлять рассказ по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием;
• связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;
• использовать монологическую и диалогическую формы речи;
• составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;
• составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную взрослым.
Большое влияние на речь детей оказывает речь окружающих его детей и взрослых, а особенно педагога она в определенном смысле является эталоном.
Особенности речевого кружка «Веселый Язычок»
Кружок «Веселый язычок» оказывает профилактическую коррекционную помощь детям 6-7 лет. Это те дети, которые в силу возраста или из-за отсутствия мест, не могут быть зачислены в данное время на логопедический пункт ДОУ. Логопедическая работа в форме кружка даёт возможность запустить механизм коррекции речи.
Формат занятий – подгрупповой, 7-10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин. (с начала октября по май включительно). Кружок «Веселый язычок» носит развивающую и социально-педагогическую направленность. Программа кружка рассчитана на один год.
Занятия проводятся в увлекательной игровой форме, с использованием перчаточных кукол, где есть главный герой - говорящий попугай Кеша, и другие герои - его друзья, которые учатся хорошо говорить вместе с детьми. Программа кружка составлена с использованием современных здоровъесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, самомассаж, пальчиковые игры и т. д.)
Направления работы кружка
1. Развитие общих речевых навыков и выразительности речи (скороговорки, стихи, короткие диалоги).
2. Гимнастика для языка, подготовка мышц речевого аппарата к постановке звуков.
3. Тренировка правильных позиций языка для произношения сложных звуков.
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
5. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
6. Развитие связной речи (составление рассказов по картинкам, пересказов коротких сказок).
7. Совершенствование грамматики языка (правильное изменение слов, окончаний, предлогов).
8. Обогащение словаря по темам (животные, птицы и т. д.)
9. Основы грамоты (второе полугодие) – начинаем знакомство с буквами.
Цели и задачи кружка
1. Цели работы кружка : создание дополнительных условий для речевого развития детей 4–5 лет, посредством игровых технологий. Основной целью данной программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и звукопроизношения.
Задачи:
Образовательные:
1. Активизировать коммуникативные качества детей;
2. Совершенствовать фразовую и связную речь;
3. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
Развивающие :
1. Способствовать развитию правильного речевого дыхания; силы голоса;
2. Развивать мышцы речевого аппарата;
3. Развивать фонематические представления и слуховое восприятие;
4. Развивать движения кистей и пальцев рук, мелкую моторику.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога;
2. Воспитывать самоконтроль за речью;
Здоровьесберегающие:
1. планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
2. соблюдать правильную посадку ребенка; режим занятий;
3. способствовать созданию благоприятного психологического климата.
2. Методы и приемы обогащения словаря, развития лексико-грамматических категорий (правильное изменение слов, согласования слов, окончания, предлоги) :
Игры на согласования существительных с числительными. «Один-много» : это карандаш – а это карандаши. «Один-несколько» : это цветок – много цветов. «1-2-5» : один кот, два кота, пять котов.
«Мой-моя-мое-мои», или игра «Жадина». Педагог задает вопрос: «Это чье? Кому это принадлежит? Дети отвечают: это моя куртка, это мой шарф.
«Скажи ласково» - образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Педагог называет слово (шар, а ребёнок называет слово ласково (шарик). (стол – столик, белка – белочка).
«Подбери слово наоборот». Закрепление в словаре ребёнка слов с противоположным значением. (твердый – мягкий, нашёл – потерял).
«Что могут делать?». Цель: обогащать речь ребенка глаголами. Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?». «Что может делать собака?» - лаять, ходить, бегать, кусаться.
3. Методы и приемы развития навыков связной речи :
Для того чтобы научить правильно составлять предложения используем упражнения: «Придумай сам», «Дополни предложение», «Я начну, а ты закончи». Чтобы учить описанию и сравнению предметов, явлений, событий - используем игры «Отгадай-ка», «Расскажи-ка», «Узнай по описанию». Для того, чтобы учить связному высказыванию, используются «Пересказ сказок по мнемосхемам», «Составление рассказа по картинке/по серии картинок».
• «Отгадай-ка». Один ребенок загадывает предмет, а остальные дети, должны его отгадать, задавая наводящие вопросы: «Какого цвета, формы этот предмет?», «Для чего нужен этот предмет?».
• «Отгадай по описанию». Один ребенок у доски описывает загаданный предмет, а дети угадывают: «Он круглой формы, его можно бросать вверх».
• «Метод совместных рассказываний» («Я начну, а ты продолжи»). Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает: - Утром дети … .
• «Почемучки». Педагог задает детям вопросы, а они должны ответить на него полным ответом, начиная со слов «потому что». Почему улетают птицы? Почему зимой нельзя купаться? Почему тает снег?
4. Методы и приемы развития мелкой моторики пальцев рук:
Выполнение различных упражнений пальчиковой гимнастики, в которых сочетается проговаривание строк стихотворения и одновременно выполнение движений пальцами рук (вслед за взрослым). Применение Су-джок: колечек и колючих мячиков. Игры с прищепками. Игры с природным материалом: шишками, желудями. Использование пальчикового бассейна, колючих ковриков.
5. Методы и приемы развития основ грамоты (второе полугодие) : Начинаем знакомство с буквами: гласными А, У, И, О, Ы; и согласными: М, П, Т, Х, Н. Одновременно дается понятие «звук» и «буква». Развивается умение слышать данный звук (среди других звуков, в слогах, в начале слова) и различать данную букву (среди других букв).
Примерная структура одного занятия кружка
1. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.
2. Артикуляционная гимнастика. Разучивание нового артик. упражнения.
3. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания и сильного направленного речевого выдоха.
4. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение.
5. Новый материал: • звук: артикуляция и качественная характеристика звука, слова на заданный звук, сравнительный анализ нового звука и пройденных звуков; • буква, её графический образ.
6. Дидактические игры и упражнения, направленные на активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
7. Физминутка или логоритмическое упражнение.
8. Упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками).
9. Подведение итогов занятия, закрепление изученного.
Результаты освоения программы речевого кружка «Веселый Язычок»
В итоге освоения программы дополнительного образования по формированию речевых навыков - «Веселый язычок» дошкольники 6-7 лет смогут :
1. Овладеть основными артикуляционными движениями по возрасту, а также артикуляционными укладами сложных звуков (С, З, Ш, Ж, Ль, Л).
2. Четко, правильно артикулируя, произносить все гласные звуки и простые согласные звуки (и мягкие пары данных согласных).
3. Овладеть правильным речевым дыханием, развить речевой выдох.
4. Развить фонематические представления по возрасту.
5. Заучивать и четко воспроизводить чистоговорки, короткие четверостишья.
6. Передавать более правильно слоговую структуру слов.
7. Оформлять самостоятельную речь грамматически более правильно.
8. Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями.
9. Уметь составлять небольшие рассказы по описанию.
10. Усовершенствовать тонкие движения пальцев рук.
Работа проводится по подгруппам с использованием игровых технологий. Форма деятельности : совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей. Комплексно–игровой метод организации подгрупповых занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми.
Используемая литература:
• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием : Учеб. Пособие - М., 1993.
• Нищева Н. В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018г.
• Ушакова О. С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду». – М. : Творческий центр «Сфера», 2002г.
• Нищева Н. В. «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет», 2016г.
• Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2014.-208с.
• Савицкая Н. М. Логопедические игры и упражнения на каждый день. - СПб. : Издательский дом «Литера», 2014.
• Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб. : «Литера», 2010. – 64 с. : ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
• Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М. : Сфера», 2004 – 126 с.