Елена Павличенко
Опыт работы «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизни наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидания материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. В. А. Сухомлинский
Влияние воспитателя на развитие ребенка начинается с первых дней пребывания его в детском саду. От педагогического мастерства воспитателя зависит, какого уровня общего развития достигнет ребенок, какие нравственные качества он приобретёт. Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, воспитатели стремятся сделать счастливыми детство каждого ребенка.
Публикация «Опыт работы „Трудовое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Ведь не секрет, когда приходит ребенок в детский сад не всегда может, элементарно, обслуживать себя.
Организуя трудовую деятельность, воспитатель должен обеспечивать всестороннее развитие детей, помогать им обрести уверенность в своих силах, формировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывать ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность, доставляя радость.
В домашнем быту, на прогулках, в игре, и труде дети накапливают чувственный опыт от воздействия на них предметов и явлений природы. Соприкасаясь с природой, ребенок имеет возможность наглядно ее воспринимать. Однако далеко не всегда он получает конкретные представления о ней. Необходимо целенаправленное руководство его познавательным процессом. Оно выражается в словах воспитателя, который организует восприятие детей, направляет их внимание на то, что важно увидеть, услышать.
Большое внимание в своей работе мы уделяем труду в природе. Важную роль для организации данной деятельности имеет правильное созданное развивающее пространство как в группе, так и на территории детского сада.
При ознакомлении детей с новыми предметами и явлениями мы организуем наблюдение на деятельности в комнате, на земельном участке или во время экскурсии. Другой формой является повседневная работа, а также игра. В игре ребенок выражает свое отношение к природе, умении жить в согласии с окружающим. Для ознакомления с растениями в уголке природы приготовили дидактические игры, паспорта комнатных растений, дневник длительных наблюдений за ростом комнатных растений, модели, которые помогают нам в ознакомлении детей с комнатными растениями, полученный опыт способствует самостоятельной трудовой деятельности в природе. И может отвечать на сто детских вопросов «почему и как…».
Для ухода за растениями и живым уголком природы в группе требуется инвентарь, который мы подобрали: лейки, щетки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки, рукавички. Фартуки, пульверизатор, щетки – сметки и другие. Весь инвентарь находится в доступном месте, в уголке для дежурных. При оценке труда дежурных обязательно учитываем и то, как дети убирают инвентарь по уходу за растениям, формируя и них, таким образом, навыки культуры труда. Чтобы у детей вырабатывалась ответственность за порученное дело. Назначаем дежурных в уголке природы небольшими группами по два три человека. Они поливают комнатные растения, осматривают их, рыхлят землю в горшках, обрывают сухие листья и т. д. Передавая дежурство, дети рассказывают о том, что они сделали и что наблюдали.
Для оценки трудовой деятельности мы используем экран дежурства в котором отражена оценка деятельности самого дежурного так и его товарищей, что способствует формированию адекватной самооценки у дошкольников. А также, это приучает их, более, внимательно относится к своим обязанностям. Время от времени в уголке природы проводим совместную работу всей группой.
Для того, чтобы детям было легче определить, как надо ухаживать за растениями мы сделали схемы где отражены особенности растения: светолюбивое, требует обильного полива, ежедневного опрыскивания и т. д. В начале ознакомления с алгоритмом деятельности по уходу с растениями используем более подробные карточки – схемы, а в старшем возрасте используем более краткие схемы. Эти схемы поставили в каждый горшочек с комнатными растениями.
К работе на участке и в огороде начинаем еще тогда, когда на улице лежат сугробы: это посев семян и подготовка рассады. Совместно с детьми готовим смена, землю и ухаживаем за появившимися всходами. Свои наблюдения во время трудовой деятельности дети зарисовывают в дневник. Высаживаем весной на грядки выращенную своими руками рассаду. Активное участие принимают родители, выполняя тяжелую работу (вскапывание земли под цветники и рядки, показывая своим примером как надо относится к порученному делу.
Дети помогают в уборке на участке: сгребают мусор, переносят его в отведенное место. Все лето ухаживают за цветниками на участке и грядками на огороде: поливают, пропалывают, собирают семена, урожай. Собранный урожай даром не пропадает, относим его на кухню для приготовления обедов.
В результате использования такой методики трудового воспитания у дошкольников привело к тому, что полученные результаты от своего труда приносят детям чувство удовлетворения, гордости, радости – ни один ребенок не остается в стороне.
Как сказал К. Д. Ушинский «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».