Получи документы

Формирование навыков художественного творчества у детей дошкольного возраста

виктория прошкина
Формирование навыков художественного творчества у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

1. Актуальность и новизна опыта.

«Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир». Ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства. И нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на всё новое, удивительное, яркое душой ребёнка. Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты. Потребность в красоте и доброте появляется у малыша с первых дней его жизни: он тянется к красивой игрушке, замирает, услышав звуки музыки; немного повзрослев, рассматривает яркие иллюстрации в книжке, пытается изобразить на бумаге только ему понятную красоту.

Публикация «Формирование навыков художественного творчества у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность в детском саду.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определило выбор темы опыта: «Формирование навыков художественного творчества у детей дошкольного возраста через применение технологий нетрадиционного рисования».

В процессе изобразительной деятельности совершенствуются такие функции как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение, формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

Несомненным достоинством нетрадиционных техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста.

Таким образом, педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования навыков художественного творчества представляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования.

Рисование – важнейшее средство воспитания. Художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но и важно для общего образования и воспитания. Детское изобразительное творчество нередко поражает своей непосредственностью, буйством фантазии. Распространено мнение, что роль взрослого в развитии изобразительной деятельности дошкольников должна сводиться лишь к невмешательству в процессе самовыражения ребёнка. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Что может выразить ребёнок, если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если он не имеет необходимых материалов для творчества и не владеет элементарными изобразительными умениями? Безусловно, не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия. В процессе рисования нетрадиционными техниками ребё нок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их. Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь"

2. Теоретическое обоснование, системность в представлении опыта работы.

Из опыта работы с детьми я поняла, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий.

Рисование в детском саду, по мнению В. Б. Косминской, направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. Положительный факт популяризации нетрадиционного рисования - это его всеобщая доступность, безопасность, невысокая затратность. Рисовать можно при помощи чего угодно, на чем угодно и где.

Впервые термин «Нетрадиционные техники» рисования был введен А. М. Страунинг в книге «Развитие творческого изображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н. П., Комарова Т. С., Григорьева Г. Г.) она является средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. Многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых Е. А Флериной, Н. Б. Халезовой, Я. Шибановой и др. убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками.

В детском саду провожу факультатив «Каляки – маляки» .

Цель :

-Обучение навыкам художественного творчества детей дошкольного возраста через применение технологий нетрадиционного рисования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования изобразительного творчества дошкольников;

-Изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей дошкольного возраста.

-Рассмотреть педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности.

-Разработать и реализовать комплекс занятий для детей дошкольного возраста по развитию навыков художественного творчества с использованием нетрадиционных технологий рисования.

- Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка).

-Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;

-Развивать восприятие цвета и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.

-Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

- Привлекать родителей воспитанников к деятельности в рамках кружка.

-Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

- Организовать презентацию кружка через выставку рисунков в рамках ДОУ, участия в конкурсах, выставках на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Занятия проходят 2 раза в месяц. Перед занятием провожу наблюдения, беседы с детьми, чтение художественной литературы.

На занятиях использую художественное слово, пальчиковую гимнастику, проблемные ситуации, совместное сочинение сказок.

Свои занятия с детьми с помощью нетрадиционных техник рисования планирую в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новыми техниками рисования.

На занятиях дети с удовольствием рисуют в таких техниках как: пальчиковое рисование, рисование ладошками, отпечатки листьями, Рисование солью, зубной пастой, трубочкой для коктейля. Каждая из этих техник нетрадиционного рисования – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра».

3. Результативность, распространение собственного опыта.

Для успешной реализации работы в данном направлении мной была создана развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован уголок изобразительной деятельности, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества : бумага разного цвета, фактуры и формы, цветные карандаши, фломастеры. восковые мелки, краски (гуашь и акварель,кисти тонкие и толстые, картон (белый и цветной, различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, свечи, листья, ватные палочки, камушки, перья, кусочки ткани, тычки, штампы в форме геометрических фигур, трубочки для коктейля и т. д. Весь материал хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. В уголке для рисования хранятся также папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам, рассказам. Имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения; технологические карты по рисованию. В группе оформлена выставка детских работ, позволяющая продемонстрировать детям свои успехи в творческой деятельности. Также имеется магнитофон для использования музыкальных произведений на занятиях по художественному творчеству. Имеются мольберты.

На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

В начале учебного года провела мониторинг наличия навыков художественного творчества по методике Н. В. Шайдуровой.

Получила следующие результаты: Дети недостаточно проявляют самостоятельности и творчества в выполнении заданий, непоследовательно выполняют работу в определенной последовательности и по образцу.

Результаты мониторинга показаны в таблице. 2014г сентябрь

Высокий уровень 2 ребенка 17%

Средний уровень 8 детей 66%

Низкий уровень 2 детей 17%

В результате проведённой в течение года работы, у детей возрос интерес к рисованию. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир. Они стали создавать оригинальные работы, проявлять творчество, фантазию, научились реализовывать свой замысел, и самостоятельно находить средства для его воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.

Результаты итогового мониторинга. 2015г май.

Высокий уровень. 9 детей 75%

Средний уровень 3 ребёнка. 21%

Низкий уровень 0

Провожу работу с педагогами.

месяц Форма работы

ноябрь Консультация «Развитие личности ребенка посредством использования нетрадиционной техники рисования в художественном творчестве»

январь Мастер-класс «Зимний пейзаж».

Работая с ребенком, неизбежно взаимодействуешь с их семьями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для них консультации и беседы. Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития.

Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радует детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями способствует созданию эмоционально- комфортного состояния для детей как в детском саду, так и в семье.

В начале 2014 года я провела анкетирование родителей с целью выявления их заинтересованности развитием творческих способностей детей.

Результат анкетирования показал, что родители не проявляют достаточной заинтересованности в развитии творческих способностей детей, не могут оказать помощь детям, поддержать их интерес к рисованию, так как сами не имеют навыков рисования и умения доступно объяснить методику.

Итоги анкетирования родителей в конце года дали положительные результаты:

- увеличился уровень заинтересованности о занятости детей в детском саду;

- родители читают информацию о нетрадиционном рисовании;

- применяют полученные знания в рисовании с ребенком дома;

- родители стали более активно участвовать в выставках рисунков.

Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Нетрадиционное рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих творческих способностях. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Я планирую продолжить работу по данной теме, используя более интересные и сложные техники рисования.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые таланты. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улицах города За безопасность необходимо платить, а за её отсутствие расплачиваться. Уинстон Черчилль Современный мир таит в себе большое количество разных.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге Актуальность проекта Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на проезжей.

Формирование музыкальных навыков у детей дошкольного возрастаФормирование музыкальных навыков у детей дошкольного возраста Марченкова Раиса Борисовна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 14 «Родничок» г. Алатыря Чувашской Республики. Формирование пианистических.

Формирование навыков классификации у детей дошкольного возраста Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу классификации объектов материального мира и сужения поля поиска.

Формирование обобщённых способов конструирования для развития творчества детей старшего дошкольного возраста Путримова Наталия Юрьевна воспитатель МБДОУ "Детский сад № 142", г. Дзержинск I Международная заочная научно-практическая конференция.

Консультация для воспитателей «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту» Консультация для воспитателей. Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту. Человеческая жизнь сложна.

Опыт работы по ЗОЖ «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Дошкольное образовательное учреждение детский.

Рабочая программа «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста» 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предусматривают.

Формирование лексики у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества Конева Наталья Владимировна воспитатель МБДОУ Д/С №52 г. Белгород, Белгородская область ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО.

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста Статья о правилах дорожного движения Отто Н. А. Статья о правилах дорожного движения «Формирование навыков безопасного поведения на дороге.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование навыков художественного творчества у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 января 2017 в 20:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков художественного творчества у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем виктория прошкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД