Ольга Бородина
Опыт работы «Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр»
▼ Скачать
Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития ручной умелости. Слабое развитие общей моторики рук, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Публикация «Опыт работы „Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель -совершенствование методов работы в области речевого развития детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр.
Задачи:
актуализировать знания педагогов о значении пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей и речевого развития воспитанников;
показать различные виды упражнений для развития мелкой моторики.
Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование функций. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».2Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, развивать мелкую моторику детей можно играя с ребенком. 3 Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Практика показала, что если вводить ежедневно пальчиковые игры в развивающие занятия, то темп умственного развития возрастает. Понятно, что одними пальчиковыми играми желаемых результатов достичь не получится. Это лишь одно из нескольких средств развития мелкой моторики и речи. В своей работе с детьми младшего возраста я использовала:
Игры манипуляции, которые развивают воображение, когда ребенок в каждом пальчике видит определенный образ.
«Сорока-белобока»
«Этот пальчик хочет спать»
«Ладушки-ладушки»
«Семья»
«Пальчики пошли гулять»
«Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?»
«Мы делили апельсин»
«Пальчик-мальчик, где ты был?»
Перед началом НОД использовала пальчиковые игры, включающие массажные движения - растирание, разминание, пощипывание, надавливание (от периферии к центру, а также самомассаж. Чтобы самомассаж кистей происходил более эффективно, в своей работе использую массажные мячики, фасоль, карандаш с целью общего укрепления организма и в качестве массажа при речевых нарушениях для развития мелкой моторики пальцев рук.
В своей работе с детьми стала использовать игры с пуговицами, бусинами, которые очень нравятся детям. Так как эти игры оказывают прекрасное тонизирующее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Игра с фасолью насыпаем в емкость фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: "Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи".
Игры с конструктором, мозаикой развивают образное мышление, фантазию, мелкую моторику рук.
Игры с песком и крупой Песок и крупа – универсальный материал. С ними можно просто повозиться или создать настоящий шедевр.
С помощью крупы создаются узоры и пейзажи, развивается творческое воображение
Игры с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прикреплять прищепки, дополняя отсутствующие детали.
Игры с пробками от бутылок. Их можно нанизывать на шнур, складывать из них узор закручивать и раскручивать
Также можно лепить из пластилина, глины и соленого теста, вырезать или складывать из бумаги. Давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
Итак, развитие мелкой моторики в ДОУ необходимо, так как оно позволяет развить речь ребенка, способность к письму, мелкую моторику, которая необходима в течение всей жизни.
Таким образом, мы еще раз убедились в том, что: использование пальчиковых игр и упражнений оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения.